Месяца два-три утоляю детективную жажду. Жанр, привлекательный в детстве и юности, как-то незаметно ушёл на третий план и потерял для меня всякий интерес. И вот, не так давно, состоялось возвращение. Правда, только в кинематографической форме, а, точнее, через сериалы. Началось с Фарго, а закончилось пока датским Forbrydelsen (Убийство), шлейф впечатлений от которого не отпускает уже три дня. Но о нём я ещё напишу, а вот о последнем столкновении с детективом умолчать не могу. Первый канал вбросил в пропасть воскресных вечеров своё очередное детище - сериал «Клим». Вот от него для пробы я и отрезал кусочек. Думаю, что по результатам тестирования можно судить и о всём куске ветчины, как учит нас чья-то житейская мудрость. Больше я его употреблять не буду. Итак, о продукте.

Игра:
Просто нечего сказать. Персонажи получились двумерные, похожие на картонные фигуры, которым придали человеческие черты. Такие выставляют на улицы для фотосессий. Лавроненко (Клим) пыжится изобразить супермена в обычной упаковке, но получается натужно и фальшиво. Дарья Мингазетдинова (Алиса) напоминает зрителю и, заодно, работодателям, что есть у нас в кинематографических закромах Рената Литвинова. Правда, манерность Дарьи грубовата, чем отличается от слащавости оригинала. Масса остальных задействованных лицедеев сливается с фоном и говорить о них нет смысла.
Картинка:
Картинка существует сама по себе. Оператор увлекается красивыми и необычными ракурсами. Мосты, заброшенные промзоны. Просто сериал «Мост» (Bron/Broen). Или материал для клипов. Климу выделили куцее пальтишко, в котором он разве что не спит. А, может, и спит? Не помню, показывали ли эту сторону его жизни. Даже в дорогом ресторане не удосужился выйти из образа – так и уселся за столик в верхней одежде. У нас на работе даже в столовой такое недопустимо. Авторы, наверное, решили найти для образа своего героя какую-нибудь запоминающуюся, характерную особенность. А то получается: Мегрэ – трубка, Пуарэ – усики, Сага Норен – кожаные штаны на три сезона, Сара Лунд – джинсы и свитер тоже на три, его коллега Меглин из Метода – бесформенная хламида, в прошлой жизни бывшая плащом. Вот и тут пометили героя. Дали особую примету, так сказать.
Диалоги:
Удивительно беспомощны. Как будто первокурсники халтурили себе на айфон. Или что там им сейчас нужно для счастья.
Сюжет:
Об убогих диалогах я уже сказал. Интрига тоже не очень. Её решили заменить динамикой сменяющихся картинок. Чисто клиповый подход, форма доминирует над смыслом. Сюжетные повороты высосаны из пальца. Например, допрашивает Клим Алису и неожиданно начинает зевать. Алиса его почин не поддерживает. Клим выходит и объявляет собравшимся в кучу коллегам: притворяется Алиса, зевание заразительно (перечисляются аргументы из особенностей физиологии человека и его поведенческих рефлексов), а она сдержалась. Значит, врёт. Так наш герой расследует преступления. Озарения заменяют аналитику. Если ещё раз вспомнить «Метод» и Меглина, то изображение главного расследователя одарённым свыше психологических норм может стать доминирующим в наших детективах. На необычность и непредсказуемость зритель клюёт, да и авторам не нужно следить за логикой при съёмках. И ещё одни момент отмечу, и хватит. Алиса – кандидат наук, работающая на секретном госпредприятии, а, по факту, большей частью болтающаяся по своим делам, живёт в квартире, которая, очень мягко говоря, не по её доходам. А доходы учёной девицы оценить достаточно просто на основании реально работающих аналогов. Конечно, это кино, да и по сюжету квартиру могли подарить ей родители, но, по тому же сюжету, это выглядит не очень правдоподобно. Скорее, авторы сочли квартиру и её обстановку дополнительной оправой для своего драгоценного бриллианта и ради красивости погрешили перед истиной.
Но главное, на мой вкус и цвет, даже не в логических нестыковках. В западных сериалах подобного тоже можно найти вагон с маленькой тележкой. Главное – «Клим» искусственен, надуман. Другими словами, нет в нём жизни. Обычный одноразовый коммерческий продукт. Первые две серии не дают оснований для оптимизма.
===