
.
Конечно, фильм художественный и требовать от него исторической точности в деталях глуповато. Но всё же, если взяли за основу реальные события, не мешало бы быть поаккуратнее. Это и грубая корректировка биографии Тьюринга. Это и умолчание о работе поляков, которые первыми взломали код Энигмы и, впоследствии, передали свои наработки англичанам. Странно показан обмен информацией между Англией и СССР. Во-первых, экранного советского шпиона можно вычислить по глуповатому внешнему виду. Во-вторых, дело представлено так, что Черчилль не хотел давать русским свои разведданные, и английской разведке пришлось организовывать утечки через считающего себя нераскрытым советского агента (того самого, простецки глуповатого). Между тем, офицер британской разведки Джон Кэрнкросс, входящий в группу Кима Филби, исправно передавал секретные сведения, в том числе и перехваты Энигмы, в Москву и вряд ли работал под колпаком британских спецслужб. Англичанам приходилось соблюдать строжайшие меры предосторожности, чтобы не дать немецким аналитикам оснований посчитать тайну Энигмы раскрытой. Для иллюстрации операций скрытия в «Игре в имитацию» показана сцена, в которой расшифровывается сообщение немцев о планируемой атаке на корабль английского флота, на котором служил брат одного из членов группы дешифровальщиков. Однако, чтобы скрыть знание об этой атаке и не заронить в головы немцев ненужные подозрения, кораблём и братом пришлось пожертвовать. Приходилось делать и такое, у арифметики войны свои слагаемые и вычитаемые. Но меня больше впечатляет другая, реальная и знаменитая жертва – английской город Ковентри, ужасные последствия авианалёта на который даже родили новое слово «ковентризация». Так стали называть уничтожение населённых пунктов. Так вот, о налёте стало известно из расшифрованных перехватов Энигмы, но, чтобы не продемонстрировать немцам свою осведомлённость о их планах, было решено отдать город на растерзание немецкой авиации. Наверное, чтобы не травмировать английского зрителя, авторы обошли Ковентри стороной.
Вообще, поначалу я хотел писать о другом, но, раз уж завернул сюда, то, заканчивая тему истории, скажу вот что. Англо-саксонские фильмы в своей генеральной, по отношению к истории, линии придерживаются постулата «Англия всегда права». Или «США всегда правы». Почему же у нас история становится предметом постоянной ревизии? Почему нас, словно нашкодивших котят, бесконечно тычут мордой в исторические язвы? При этом, язвы зачастую надуманы или же гипертрофированы. Кому нужно принудительное навязывание чувства вины за прошлое, внедрение в подсознание комплекса неполноценности? Вопрос риторический можно не отвечать.
А теперь ещё об одном пласте европейской цЫвилизации - о европейских ценностях. Эта тема и спровоцировала меня на этот пост. Но, и так написав уже слишком много, перейду на тезисный стиль. Тьюринг был гомосексуалистом. В те времена в Англии это, мягко говоря, не поощрялось, а, грубо говоря, преследовалось. В 1952 году Тьюринг был подвергнут химической кастрации. Через два года он умер. Считалось, что это было самоубийство, в настоящее время версия оспаривается. И пятьдесят лет тому назад, и сейчас, и в просматриваемом будущем Англия считала, считает и будет себя считать эталоном демократии и блюстителем соблюдения прав человека во всём мире. Взобравшись на высокую трибуну, она учит отсталые народы правилам хорошего тона. Помните, как перед сочинской Олимпиадой России досталось за недостаточно толерантное отношение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации? Хотя их никто не травил, не говоря уже о принуждении к кастрации. Но как гневался учитель! Какие молнии метал. А ведь прошло всего-то около пятидесяти лет. И вот, набор европейских ценностей в этом отношении поменял свою ориентацию на 180 градусов. Всё божья роса! Не моргнув глазом и не поведя бровью, они опять впереди, на лихом коне демократии. Цивилизация, однако.
П.С. Надо и о картине пару слов сказать, что же я всё о рамке. Столько номинаций на самых престижных площадках, включая Оскаровскую! Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли – какая приманка ещё нужна? А не пробрало. Мало того, что я нелюбитель и Бенидикта, и Киры. Так и продукт в целом получился фальшиво-слащавым, где местами артисты переигрывают, а местами сценарист с режиссёром недоигрывают. Костюмы у героев неплохие, по фигуре. А вот куски фильма не склеиваются. Такие вот смутные воспоминания остались от этой имитации.