crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

"1944", Эстония Финляндия, 2015 год выпуска. Новый взгляд на старые события

         История постоянно переписывается  и корректируется в соответствии с требованиями текущего момента. Естественно, что такое значимое не только в реальной, но и символической областие событие, как Вторая Мировая война, ещё долго будет ареной битвы историков и пропагандистов. Кинематограф – действенное подспорье в ведении войны за сознание человека. Вписываясь в Европу, Эстония нуждается в унификации своей истории, приведении её в соответствие западным стандартам. При этом, как часто бывает в случае с младоевропейцами, они в своей прыти стараются забежать вперёд паровоза. Всего несколько слов из речи Тоомаса Хендрика Ильвеса перед ветеранами СС в 2010-м году: «Разгоревшаяся из-за амбиций тоталитарных режимов и сговора Гитлера со Сталиным Вторая мировая война стала возможной именно из-за дерзости тоталитарных режимов и неспособности демократических стран противостоять этим идеологиям и государствам".   Фильм «1944» - элемент, кирпичик в здании новейшей истории Эстонии.
  .      
       Авторы сразу берут быка за рога, в начальных титрах сообщая, что во время аннексии Эстонии Советским Союзом было призвано в ряды Красной армии 55 тысяч человек. После захвата Эстонии немецкими войсками они, в свою очередь, тоже  укрепили свои ряды 72 тысячами эстонцев. В фильме показаны события 1944 года, когда Красная армия освобождала (оккупировала по эстонской версии) Эстонию и эстонцы, воюющие на разных сторонах, соприкоснулись. Первая половина фильма – взгляд из окопов эстонцев, воюющих на стороне Германии в составе 20-й дивизии СС, а затем мы переносимся внутрь эстонских подразделений  наступающей Красной армии.  Сразу бросается в глаза разница в показе. Немецкие эстонцы – «истинные арийцы», подогнанная по фигуре форма, чистые блиндажи, аккуратные траншеи, укреплённые брёвнами. Бьются они просто как голливудские супергерои – краснопузые падают штабелями. Отношения между военослужащими умильно-братские, командир – отец солдатам, а под его эсэсовской формой бьётся горячее эстонское сердце. Естественно, что население трогательно относится к своим защитникам, подкармливая их такими аппетитными разносолами, что у меня, как зрителя, начал усиленно вырабатываться желудочный сок. Картина меняется во второй половине фильма. Расхристанные, в мятой, мешковатой одежде, толпы советских солдат проигрывают даже во внешнем виде. Внешнее окружение подчёркивает их неряшливость и ту разрушительную силу, которая стоит за ними. Если немецкие эстонцы помещены в обрамление пасторальных пейзажей, то советские бродят среди городских развалин, а сцена марш-броска подразделения по лесной дороге занимает одно из центральных мест в фильме – в тяжёлых шинелях, в тяжёлых сапогах бегут они по грязной, скользкой дороге, а упавших переезжают танки – красная военная машина не должна останавливаться из-за таких мелочей, как жизнь одного, двух, трёх человек.  Воюют они тоже странно – танки используют только для того, чтобы их подбили меткими выстрелами немецкие эстонцы. За все бои, показанные в картине, танки выстрелили по противнику раз, максимум – два. Остальное время они отрывались от своей пехоты и бесстрашно искали возможность попасть под прицел врага. Пехота в своей бестолковости не уступает танкистам – прёт и прёт под пули, выискивая, как и положено по новейшей истории, любую возможность своими трупами завалить врага и, тем самым, победить. В отличие от командира немецких эстонцев, командир советских вместил в себя все возможные пороки, разве что не был уличён в мужеложстве (хотя, пардон, это уже добродетель). И ещё один эпизод, перечёркивающий все возможные споры о нейтральности авторов: по дороге бредёт  вереница беженцев, среди которых затесалась и машина с отступающими немецкими эстонцами. Внезапно появляются советские самолёты и начинается расстрел безоружных, большей частью, людей. Солдаты спрятались в лесу, гражданские, в конце концов, тоже разбежались, а вот маленькая девчушка застыла посреди чистого поля. И начинается охота на ребёнка – ревут моторы, свистят пули – только самоотверженность эсэсовца вырвала девочку из лап смерти, которые тянулись к ней из русских самолётов. Специально заменил слово «советских» на «русских», и вот почему. Я не знаю эстонского языка, да и через голос переводчика не очень хорошо слышна оригинальная речь, однако, мне редко удавалось расслышать слово «советский», а куда чаще выскакивали разные вариации на тему русский, в том числе и что-то, похожее на «иваны». Так ли это – утверждать не буду, а лучше закончу на этом.

           Те, кто смог дочитать текст до конца, могут подумать, что я возмущён, раздражён и разгневан. Отнюдь, у меня давно уже на такие вещи выработался иммунитет, я давно уже знаком с  продуктами жизнедеятельности российского кинематографа и встречаю там ещё и не такое. У того же заслуженного Бесогона Российской Федерации и похлеще штучки увидишь. Авторы «1944» постарались показать, что это была не их война, что Сталин и Гитлер, символы сцепившихся на территории их страны колоссов, одинаковы враждебны Эстонии и победа любого из них принесёт их стране несчастья. «1944» - вполне типичный фильм, демонстрирующий набор идеологических и исторических штампов, которые сейчас в ходу. Только из-за этого я не жалею о потраченном времени. Да и снят он вполне добротно, а о смысловом наполнении я высказался выше.
---
Tags: Кино
Subscribe

  • О Первом канале

    Сегодня дважды соприкоснулся с самым нашим Первым телевизионным каналом. Ненадолго, мимоходом, но осадок остался. Во-первых, сериал ВВС…

  • О телевидении немного

    Есть такой персонаж в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» - шведский посол. Помните, как перед началом разговора о Кемской…

  • Володя-я-я...

    В неизвестном городе работает неизвестный маньяк-журналист

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments