Глянул в телевизор, а там «Последний герой» с мадам Собчаковой. Года три-четыре назад написал для местной прессы статью на близкую тему – скопирую сюда.
Начальная школа социал-дарвинизма.
Сегодня есть все основания считать жанр игровых передач одним из столпов, на которых держится телевизионная индустрия. Поначалу немногочисленные, слабенькие побеги за какое-нибудь десятилетие дали такие буйные и сильные всходы, что никого уже не удивляет их проникновение в телевизионное святая святых – прайм-тайм. Практически на всех доступных каналах, и не только отечественных, можно увидеть, как русские, итальянцы, французы, испанцы, украинцы с одинаковыми выражениями напряжения и надежды на лицах что-то угадывают, куда-то бегут, что-нибудь бросают или ловят. Судя по всему, ответ на сакраментальный вопрос «Что наша жизнь?» становится очевидным, а заклинание «Играй и выигрывай!» постепенно превращается в жизненную программу и руководство к действию.
Оставив в стороне присущие этому жанру развлекательность и весьма поверхностную познавательность, в нашем случае выступающих скорее в качестве наживки, обратим внимание на неявно присутствующий во многих играх скрытый подтекст, заключающийся в подтверждении естественности естественного отбора (тавтология сознательная), его неумолимости и, даже, своеобразной справедливости, применительно к человеческому обществу.
Чтобы избежать обвинений в параноидальной «бдительности» или поиске «пресловутого заговора», необходимо заявить, что это не относится к любым игровых передачам, да и рядовому телезрителю физически невозможно уследить за всем их многообразием. Поэтому вспомним только две, из числа самых популярных– «Слабое звено» и «Последний герой».
Суть подобных игр проста – есть некий приз и его соискатели, известен набор правил, которых должны придерживаться игроки, и есть ведущий, своеобразный жрец невидимого культа, следящий за соблюдением ритуала, сопутствующего выбраковке слабых звеньев и первых героев.
В случае «Последнего героя» процедура исключения конкурента обставлена нарочито плаксиво – объятия, слёзы. И уходящие, и остающиеся жалеют о расставании. Зачем же тогда уходить? Так надо, таков закон игры и жизни, «бессмысленный и беспощадный»: если ты хочешь выиграть, жертва неизбежна, пусть это и близкий тебе человек - грузоподъёмность Боливара ограничена.
Всё видится несколько иначе в «Слабом звене», где отбраковка материала происходит в подчёркнуто унизительной форме, зачастую нарушая общепринятые, во всяком случае, до недавнего времени, нормы общения. Да и сам демонический образ ведущей вызывает ассоциации скорее с тёмными силами, чьи руки (видимые и невидимые) управляют этим процессом. Подстать ей выглядят и сами участники игры. Не слишком отягощённые «предрассудками» прошлого, они с лёгкостью готовы вступить в негласные сговоры с целью выбить своих объективно больше знающих соперников. Увы, таковы законы конкуренции: побеждает не лучший, а сильнейший, хитрейший и морально простейший. Хотя, в нашем случае, и проигравшие имели возможность получить некоторую моральную компенсацию – сбросив маски приличия, они являли зрителю свои истинные лица даже не рыночного, а скорее базарного типа. Так что же это за действо такое, которое выворачивает человека наизнанку, будит низменное, которое должно сдерживаться внутренними культурными рамками? Вспоминаются слова Толстого: "...Человек признает себя Богом, и он прав, потому что Бог есть в нем; сознает себя свиньей, и он тоже прав, потому что свинья есть в нем. Но он жестоко ошибается, когда сознает свою свинью Богом...". И неужели свинья уже стала богом и всё позволено? Или наоборот, если всё теперь позволено, то свинья и стала Богом?
Здесь игра, используя свои средства и возможности, подкрепляет внедряемое в наше сознание представление о мире как арене тотальной войны каждого с каждым, только победителю любого из непрерывных локальных сражений которой достаётся приз. Рванувшись в «цивилизованный мир», поменяв знаки в известном соотношении «частное-общественное», мы погружаемся в новое язычество, Божество которого носит имя Естественный отбор (или же Рынок в терминах влиятельнейшей секты экономистов) и властвует над всеми людьми, даруя своим верным подданным знаки отличия – успех, деньги, власть. И эти знаки становятся «мерой всех вещей», индульгенцией, оправдывающей практически любые средства достижения цели. Отброшено всё, что вырабатывало человечество для обуздания «звериного» начала, понятия о справедливости, солидарности поставлены под сомнение или же предаются осмеянию как опасные утопии, слово традиция скоро станет бранным. По сути, атаке подвергается вся система ценностей, сложившаяся в рамках русской цивилизации.
К сожалению, телевидение превращается в истового последователя и проповедника этой религии, а подобные игры – лишь один и далеко не основной способ донесения её основ до коснеющих в невежестве масс. И не так важно, сознательно ли вышеупомянутый подтекст вмонтирован в эти игры, или же этот несомненный атрибут любых соревновательных видов деятельности получает такое звучание именно в сегодняшней ситуации, подкрепляя проповеди жрецов Рынка и Естественного отбора, важно то, что зритель этот посыл получает, причём получает его в замаскированной форме, в обход сознания, которое не имеет возможности подвергнуть внушаемое рациональному анализу.
Затронув эту тему, некорректно обойти стороной ещё одну игру, поскольку она так и называется – «Естественный отбор». К счастью, моё знакомство с нею ограничено просмотром всего одной передачи, своей эстетикой вызвавшей ассоциации с иногда мелькающими на экранах отрывками из каких-то экзотических соревнований с мячом, проходящих в большой луже грязи. Возможно, у таких развлечений есть свои поклонники, пускай они и дают им оценки. Речь сейчас идёт о двух финальных фразах ведущих, венце передачи, её квинтэссенции. «Помните, естественный отбор неизбежен!» - торжествующе и зловеще восклицает ведущий. «Побеждает только сильнейший. Это жизнь» - подхватывает его помощница.
Дополнительную пикантность такому телевизионному всеобучу в части ликвидации рыночной безграмотности придаёт вот какое обстоятельство. Телевидение – досуг бедных, «слабых звеньев» и первых героев. Богатые может быть и плачут одинаково с ними, но развлекаются иначе, соответственно своим возможностям. А куда бедному податься после работы (если она у него есть), как не в своё потертое кресло поближе к Его величеству Телевизору? И, возможно, что кто-нибудь, искавший причины своего бедственного положения в рамках понятий справедливости, добра и зла, перейдёт в другую систему отсчёта и сделает для себя вывод: «Так и должно быть. Это естественный отбор. Такие нынче времена».