Начну с того, что понятие толерантности я считаю вирусом, занесённым в нашу культуру извне. Занесённым не случайно, а целенаправленно, для перепрограммирования наших культурных кодов на западные стандарты. Среди прочих вирусов, имеющих словесное обозначение. Нас пытаются приучить оценивать мир на новом языке, в рамках чужой системы координат, переместить в чужую матрицу, отбросить свой предшествующий опыт. Не Западу учить Россию межнациональным отношениям. Это вовсе не означает, что у нас в этом отношении тишь, гладь да божья благодать. Тучи набегают и на чистое небо, такое не раз происходило и в нашей истории. Сейчас тем более нельзя сказать, что над Россией безоблачное небо. Не буду ничего говорить про национальные республики, а вот в центральной России, в том числе и в Москве, проблем много. Мне кажется актуальными два момента. Первый – резкий рост численности людей других национальностей и, главное, других культур, даже если эти люди прекрасно говорят на русском языке. Второе – агрессивное неприятие приезжими порядков и обычаев новой для себя среды обитания, нежелание принять её правила и, скорее, попытки навязать ей свои. Нельзя ограничиваться только текущей ситуацией, надо смотреть вперёд. К сожалению, если у государства и есть какая-то программа действий, то она не работает, а, скорее всего, такой программы попросту нет. Действия (а, зачастую, бездействие) нашей власти во многих областях оставляют удручающее впечатление.
Теперь, после затянувшегося предисловия, перейду к тому, что побудило меня высказаться на эту тему. Визуальные впечатления таковы: каждую минуту (в среднем) на пути встречаются группки из пяти-шести (тоже в среднем) молодых парней явно не славянской национальности. Были и кавказцы, но, большей частью, из Средней Азии. Во всяком случае, так я их классифицировал на основании своих представлений в области этнологии. Не могу сказать, что они вели себя агрессивно, но повышенная энергетика таких компаний ощущалась. Правда, для чистоты анализа надо бы учесть и необыденность дня: дело было 24-го сентября, в праздник Курбан-байрам и эту молодёжь, наверное, освободили от работы. Но в любом случае они здесь, в Москве, даже если и не всегда их можно увидеть на улице.

С мужской частью покончим, перейдём к женской. Нет, многочисленных женских группок, вызывающе глядящих по сторонам, я не видел. Женщины, как правило, шли в сопровождении своего мужчины или же присматривая за своими детьми. А вот внешний их изменился – одежда приведена в соответствие национальным и религиозным требованиям, скорректированных, конечно, длительной жизнью в светском государстве. Мне, кстати, многие модели даже понравились. В том смысле, что разнообразят картинку, придают ей многоцветие. Но если они станут доминирующими нарядами, моё отношение изменится. Надеюсь такого не увидеть (или не застать):

Очень кстати легла в тему цифра, которую услышал в тот же день по дороге домой. Не помню, на какой радиостанции, не помню также, кто доводил её до сведения радиослушателей. Соответственно, достоверность данных оставлю на совести оратора. По его словам, в Москве каждый седьмой – мусульманин. Причём, это относится только к прописанным гражданам. Сколько непрописанных, сказать трудно. По самым оптимистическим оценкам, которые дают некоторые имамы, общее число мусульман в Москве достигает 5 миллионов. Тут, конечно, желаемое перемешалось с действительностью, но – нет предела совершенству. Во всяком случае, процесс пошёл, а вот куда он заведёт – большой вопрос. И хватит об этом. Лучше завтра расскажу об одном интересном памятнике, который увидел на ВДНХ.
.
---