crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«Пионеры-герои», 2015, режиссёр Наталья Кудряшова

         Фильм по своей проблематике интересен. Или забавен – кому как больше нравится. Композиционно он  составлен из переклички двух временных слоёв, связанных судьбами главных героев. Первый слой – 1986-й год, начало перестройки. Торжественный и волнующий детское сознание момент – октябрята готовятся  шагнуть на ступень выше и стать пионерами. По гигантскому зданию СССР уже пошли трещины, но их не замечают и взрослые, что уж говорить о десятилетних ребятишках. Второй слой – наше время. Трое бывших октябрят, перебрались в Москву и влились в бурлящее море планктона, большей частью имитирующего жизнь энергичным пусканием пузырей. Каким образом происходит приживление  организма с культурными кодами пионерского прошлого к дереву капиталистической реальности,  и попытались показать авторы «Пионеров-героев».
         Человек часто бывает вынужден из тёплой воды прыгать в холодную (и наоборот). Такие прыжки бывают индивидуальные (как у Маугли, например), реже – групповые, массовые.  В нашей стране переход от одного мироустройства к другому, во многом перпендикулярному ему, люди пережили на собственном опыте. Поэтому, окунуться в сконструированную режиссёром  советскую «реальность» и сравнить её с собственными воспоминаниями  детских (юношеских, взрослых – неважно) лет, думается мне, должно быть интересно. А тем, которым не довелось по возрастным причинам испытать все прелести советского детства, можно слегка прикоснуться к некоторым его знаковым моментам. Мне кажется, что авторы добросовестно подошли к своей задаче и смогли передать дух того времени. Хотя  у меня несколько иной личный опыт, но не буду всё мерять собой – тогда жило много народа, а не я один. Перехожу ближе к теме (событиям в картине).
           Советское время в фильме оживляет, в первую очередь,  игра маленьких артистов. Слишком часто дети, приглашённые для съёмок, как будто бы ни на секунду не забывают, что всё это всё понарошку, что сейчас они выполнят требования взрослых дядей и тётей, их похвалят и дадут конфетку за хорошее поведение. В «Пионерах-героях» дети естественны, им веришь, сопереживаешь их проблемам. Наверное, конкретное выражение этих проблем сейчас неактуально и они заменены чем-то другим, более приземлённым. Например,  неведомым образом зародившиеся и материализовавшиеся в сознании школьников мифические чёрные автомобили, на которых мелко-мелко нацарапано ССД (смерть советским детям). И, якобы, эти автомобили уже курсируют по улицам советских городов, охотясь на детей. Навряд ли нечто аналогичное способно возбудить сознание сегодняшнего ровесника советского октябрёнка, разве что это будет связано с какими-то неземными монстрами. Хотя, не исключаю того, что в  одной соседней стране дети уже включились в  поиски ужасающей аббревиатуры  СУД. В целом, конец советского периода в истории России  показан спокойно, без пропагандистских штампов от комиссии по десталинизации (или чего-то подобного, пишу первое попавшее на язык слово). Небольшой срез обычной жизни, то, что могло быть в реальности, без поползновений на обличение и на возвеличивание. Особо отмечу светлый образ советской милиции, которую сегодня чаще всего изображают как карательный орган власти или как сборище самодуров и садистов.
          Выросшие октябрята естественным образом, а не внезапно, как попаданцы, оказались в нашем времени. Внешне они вполне благополучны и материально устойчивы, но разливающаяся внутри пустота лишает смысла их жизнь. Дотянулись проклятые пионеры-герои – есть соблазн остановиться на первом же приходящем в голову объяснении. Не думаю, что режиссёр поставил перед собой такую задачу. Советская идеология была, фактически, квазирелигией, со своими идеалами и пантеоном героев, который условно распределялся по возрастным нишам. Культ пионеров-героев, в первую очередь, предназначался для школьников младших классов. Но советские школьники не первые и не единственные, которые потенциально могли испытать диссонанс между теорией с её высокими идеалами и приземлённой практикой жизни. Например, в нашей досоветской истории в школах преподавали Закон Божий, да и сейчас, наверное, учителя стараются донести до юных душ какие-нибудь моральные заповеди строителя капитализма. Взрослые, даже зная о расхождении между реальностью и высокими принципами, всегда будут стараться довести до детей последние. Потому что так надо, и не буду больше об этом. Вернусь к фильму. Есть там одна интересная параллель между двумя вышеобозначенными слоями времени. В советское время   смотрели вверх и равняли свои действия с идеальным. Девочка испытывает муки совести из-за того, что нормы поведения октябрёнка, выводимые из примеров пионеров-героев, не позволяют ей мириться с  поведением  горячо любимого деда, тайком компенсирующего перегибы антиалкогольной кампании разведением самогона в домашних условиях. Что делать? Почти гамлетовские терзания. А  в наше время появляется тенденция ответы искать не вверху, а внизу. И вот психоаналитик копается в сексуальном сознательном и бессознательном пациентки (одной из тех октябрят), пытаясь соотнести её психологический кризис с историей позывов её же гениталий.
           Выскажу ещё одно соображение на тему той внутренней пустоты у героев фильма, о которой я уже говорил. Такая проблема (конечно, с учётом масштабов) присуща любому современному обществу. Человек будет испытывать психологические неудобства разной степени тяжести от бессмысленности (иногда кажущейся) работы до тех пор, пока деньги не станут её единственной целью. Независимо от содержания работы. И неудовольствие будет зарождаться только от недостаточного размера вознаграждения, а понятие творческого удовлетворения сменится удовлетворением материальным, выраженным в денежном эквиваленте. Вот тогда персонажи, подобные нашим бывшим октябрятам, будут близки к вымиранию, станут моральными уродами и отщепенцами. Лично меня такая перспектива будущего общества не радует.
           Пора резюмировать свою болтологию. Фильм сыроват, неровен, оставляет чувство незавершённости. Но, тем не менее, рекомендую. Несовершенное, но наше. Искреннее. Первый фильм молодого режиссёра Натальи Кудряшовой, сыгравшей, кстати, и одну из главных ролей (клиентку психоаналитика и неудачливую актрису). Есть основания ожидать от неё успехов в будущем, и тогда можно будет небрежно бросить, что видели, мол, её  первую картину и сразу заметили талант режиссёра,  тем самым повышая самооценку и авторитет в глазах окружающих. Есть потенциал у Натальи Кудряшовой. Надеюсь, что она будет развиваться в направлении социально звучащего кинематографа. Предпосылки для этого есть.
---
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анекдоты по понедельникам

    Один мужик привился, когда жена была беременна, а потом ребенок родился и оказался генетически не родственником этого мужика! А потом нам…

  • О кумирах былых времён

    Фигура Булата Окуджавы давно заняла в моём сознании отведённое ей место, и ни дополнять свои знания о нём, ни пересматривать свои оценки его как…

  • Настоящий полковник

    Впору составлять в России "Список полковников", аналог списка Форбса. А то фамилии быстро вылетают из памяти. Надо бы увековечить, да и в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment