crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

«О чём этот фильм? Да ни о чём!». Точнее, о чём два этих фильма?

           Дней десять тому назад посмотрел два не совсем обычных фильма, эпизоды которых до сих пор всплывают в памяти, а это признак того, что есть в этих картинах оригинальность и авторы достигли своей неясной мне цели. Вот, собственно, та причина, по которой я решил немного написать о них – возможно, кто-то любит такие нелогичные и бессмысленные продукты кинематографической индустрии. Бессмысленные в том отношении, что они нацелены скорее на форму, чем на содержание. Как тут не вспомнить советскую ещё пародию на передачу Кинопанорама, в которой якобы режиссёр сам себе задаёт вопрос и тут же отвечает: «О чём этот фильм? Да ни о чём!».

           Как человеку, сидящему в зрительном зале кинотеатра, мне не видно, что творится по ту сторону экрана – что хочет сказать именно этот режиссёр именно в этом фильме. Я любитель, и не знаком ни с языком кинематографа, ни с профессиональными критериями оценки мастерства артистов, режиссёров, операторов и сценаристов, ни с историей и тенденциями развития этого направления искусства. Но, несмотря на это, люблю сидеть на берегу кинематографического моря и выдёргивать из его глубин рыбёшки, по разным, зачастую случайным причинам, выбранным мною из богатой и многочисленной морской фауны. И если некоторые выловленные экземпляры превышают уровень моей подготовленности, то я, в целях самозащиты,поступаю просто: ставлю на них гриф «не для меня» и не усердствую в критике или похвале. Чаще всего, такое происходит в том случае, если я вижу, что целевой аудиторией режиссёра является круг подобных ему профессионалов и окружающей их элитной публики, подготовленной к расшифровке его гениальных замыслов. Понятно, что оценки мои субъективны, но именно так я классифицировал те два фильма, о которых я упомянул выше. Итак, кратко и в порядке поступления.

.           Разгадывать, что режиссёр Леос Каракс хотел сказать в своей работе «Корпорация «Святые моторы», я не стал. Поняв бесперспективность личных усилий, обратился к помощи зала, который был представлен парой десятков кинокритиков разных изданий на сайте Кинопоиск. Увы, их восторженные, в массе своей, отзывы так ничего и не прояснили – акулы пера вывалили кучу умных слов, но по теме вопроса ничего конкретного не сказали. Махнув рукой на поиски смысла, я решил, что главное здесь не содержание, а форма и успокоился. Суть такова – некто Оскар в течение фильма вынужден играть навязанные ему роли. То он нищий на мосту, то отец неуверенной в себе девочки, то богач, то бедняк, то вообще не пойми, не разбери кто. Возможно, Каракс таким образом показал фатальность человеческой жизни на земле, что человек обречён разыгрывать чужие сценарии, позволяя себе лишь небольшие импровизации в рамках чужого замысла? Повторю, что такие загадки – не для меня. Не воспринял я фильм с рациональной точки зрения - нет тут новых типажей человеческих характеров, не обнажаются какие-то архетипические схемы. Воздействие – эмоциональное. И, конечно, расширяющее представление о фантазии человека на примере отдельно взятого режиссёра. Вот с этой стороны фильм гораздо примечательнее. Выделю сцену на кладбище, которая для меня стала якорем, вытягивающим за собой и остальные перипетии сюжета. И, безусловно, запоминается игра Дени Лавана. Пускай и не во всех своих перевоплощениях, но это уже относится к неравнозначности тех фрагментов, из которых составлена мозаика картины. Порекомендовал бы эту «Корпорацию…» посмотреть тем, кто любит полёты режиссёрской фантазии с примесью сюрреализма. В сухом осадке - грустно, но не депрессивно.

           Голландская картина «Последние дни Эммы Бланк» (2009 год) намного проще. В ней есть сюжет и персонажи, несколько дней из жизни которых и охватывает действие картины. Завязка проста – тяжело больная женщина своими капризами изводит ухаживающих за ней людей. По мере развития сюжета выясняется ряд интересных подробностей, которые раскрывать не буду, дабы не портить просмотр тому, кто решит присоединиться к немногочисленной публике, удостоившей вниманием фильм. В принципе, ситуация абсурдная и оценивать некоторые моменты с точки зрения житейского смысла не стоит – авторы создали свой мирок со своими законами. Тем не менее, любящие рациональные выводы могут причислить «Последние дни Эммы Бланк» к категории обличителей развращающей власти денег и углубления знаний о тех пределах, на которые могут пойти некоторое число представителей рода людского ради презренного металла . Или, беря шире, авторы сняли картину о загнивании буржуазного общества, на силе денег стоящего. Или о порочности человеческой природы в целом. Но для меня такие традиционные выводы - всего лишь побочный эффект, не определяющий общее впечатление. А оно выглядит примерно так: абсурдистский фильм с элементами чёрной комедии, максимально приближенный к правдоподобному. За оригинальность ставлю плюс. Кроме того, это европейское, тихое кино, даже несмотря на нешуточные страсти, кипящие в доме Эммы Бланк. Не шедевр, но весьма любопытный фильм. Не весь, но некоторые эпизоды я бы пересмотрел ещё раз. А, может, и два. Кто всё-таки решится приобщиться к прекрасному, советую обратить внимание на персонаж по кличке Тео – это и есть режиссёр, снявший «Последние дни Эммы Бланк». И еще, смотреть лучше в дождливую погоду.

           Ну вот, отписался - и тем облегчил душу.
---
Tags: Кино
Subscribe

  • Об одном участнике ток-шоу

    Иногда, во время перерыва на кофе, включаю телевизор и заглядываю к Норкину на НТВ. Постоянно вижу на одном и том же месте какого-то политолога с…

  • О Первом канале

    Сегодня дважды соприкоснулся с самым нашим Первым телевизионным каналом. Ненадолго, мимоходом, но осадок остался. Во-первых, сериал ВВС…

  • О телевидении немного

    Есть такой персонаж в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» - шведский посол. Помните, как перед началом разговора о Кемской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments