crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Веселие Руси есть пити

           История – наука субъективная, даже если она пишется коллективно. Что уж говорить о взгляде на минувшие времена одного, отдельно взятого человека. Вот и Кирилл Кожурин, старообрядец по вере, описывая время перед Расколом, иногда противоречит сам себе. То у него получается, что до Никоновско-Романовских реформ Русь жила в атмосфере религиозности и благочестия («во всём царил чин, благочиние и благолепие»), то, описывая обыденную жизнь, сам же разрушает эту умиротворяющую картину.  Вредные привычки уже пустили глубокие корни, вынуждая власть принимать суровые меры. Так, за курение или нюхание табака, не получивших тогда ещё широкого распространения, полагалось рвать ноздри и пороть кнутом. Пьянство, как оказалось, уже тогда морем разливанным растеклось по Руси (мне же казалось, что массовое питие началось при Петре Первом). Отец Аввакума, тоже священник,  «...жизнь жил слабую, прилижаще пития хмельного». Вообще, священнослужители на Руси не брезговали побаловаться хмельными напитками, что уж говорить об их клире. Об этом я ещё скажу, а пока  о простоте нравов или о методах прямой демократии, используемых тогда часто и скоро. Пожалуй, все упоминаемые в книге ревнители православия были «нещадно биты» своими прихожанами. И Аввакум, и один из руководителей кружка боголюбцев Иоанн Неронов, и много кто ещё. Протопопы,  митрополиты – на ранг особо не смотрели. По свидетельству Олеария, такие экзекуции были весьма распространены: «Чтобы при этом пощадить святую шапочку, её сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку. Подобным делам потом не очень удивляются». Били священников и за плохое поведение, и за хорошее. Например, по настоянию костромского протопопа Даниила на Масленицу и во время Великого поста в городе были закрыты все кабаки. Атмосфера накалялась, а когда по распоряжению Даниила под замок посадили троих пьяниц, грянул гром. Разгневанная толпа сбила замок, освободила трёх богатырей, затем побила попавшихся ей под горячую руку сторонников протопопа, а самого Даниила от смерти спасло только бегство в Москву.   А вот теперь можно плавно перейти к смежной теме -  об одной особенности российских реформ и перестроек.
.           Радикальная реформа Никона, как и приснопамятная перестройка Горбачёва, также началась с борьбы с пьянством. Своеобразная российская прелюдия, обязательная программа. И результаты очень похожи. Еще, будучи митрополитом новгородским, Никон упросил царя запереть на время Великого поста и Светлой недели все городские кабаки. Алексей Михайлович согласился. Через год эта инициатива распространилась на всё государство Российское. «Казна потерпела большие убытки от уменьшения дохода, от уничтожения и последующего восстановления винокурен и от неудачных винных подрядов... Многие люди, пытавшиеся заниматься корчемничеством, лишились ушей и были сосланы в Сибирь. Ко всему добавился неумеренный выпуск медных денег, отчасти вызванный кабацкой реформой, и последовавшие затем бунты и казни...».
           А если вспомнить, что перед революциями 20-го века в России тоже был введён сухой закон, то можно посчитать кабацкую реформу предвестником бури. Как там у нас дела на вино-водочном фронте?
---
Tags: Исторические фрагменты, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments