crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Старец Капитон и санкции

           Жизнь в России всегда была трудной. Не у всех, конечно, но у большинства. Трудной - не значит несчастливой. Да и вообще это понятие довольно относительное. Наверное, многие из этого большинства хотели бы уменьшить тяготы, связанные со своим положением. Сделать жизнь легче, комфортнее. Пускай только в мыслях, не на уровне действий, а, в итоге, нашедших для себя баланс между своими желаниями и теми усилиями, которые могли бы улучшить их жизнь, но сделали бы стремление к комфорту некомфортным. Есть и не столь многочисленная категория людей, сознательно вступивших на путь обременения себя страданиями. Я не имею в виду клинических мазохистов, которые наслаждаются самим ощущением боли и страдания. И оставляю в стороне терпящих лишения из житейских соображений. Речь о тех, которые выбирают страдания ради цели, обычно относимой к высокой. Например, в области религии. Вот об этом я и хочу сказать ниже.

           У человека религиозного, по сравнению с неверующим, вертикаль власти длиннее. Или выше, если угодно. Она уходит вверх, скрываясь в небесах. И взаимоотношение с этой скрытой от неверующих частью вертикали порождает ряд поступков, которые непосвящённым представляются нелепыми и противоестественными. Например, некоторые практики из области усмирения плоти. Поскольку я читаю «Протопопа Аввакума» Кирилла Кожурина, то воспользуюсь примером из его книги. Им и ограничусь.

.           Речь пойдёт о старце Капитоне, который в первой половине XVII века стал основателем движения лесных старцев. Вообще, надо заметить, время между Смутой и Расколом характеризовалось, с одной стороны, падением нравов у мирян и клириков, а, с другой стороны, повышенным накалом религиозного духа у значительной части верующих. Страсти подогревало и предчувствие близкого конца света, и ожидание скорого прихода в мир Антихриста, знаки которого находили в росте сил зла. Капитона представляли фанатиком-изувером, еретиком и чуть ли не источником староверия (в официальных документах XVIII века староверов именовали «капитонами»). Кожурин не согласен с этими утверждениями и относит учение Капитона к традициям ближневосточного монашества. Я в эти споры влезать не намерен, а вот методы, с помощью которых Капитон пытался спасти свою душу, производят впечатление. Впечатление, честно говоря, двойственное.

          «Капитон той слышан бе яко муж праведен и благ, инок чюден... Воздержан в посте, вериги на себе носил каменныя, плита позади, а другая спереди, по полтора пуда в обеих: и всего весу три пуда. Петля ему бе пояс, а крюк в потолке, а обе железны, и то ему постеля: прицепя крюк в петлю, повисаше спати...». Впрочем, на сон времени было отведено совсем немного, а основными занятиями были молитва, чтение и работа. От своих учеников он также требовал воздержания в еде, пище и поведении. Ели совсем мало и даже по великим праздникам суровый учитель не дозволял им есть ничего, кроме «семен и ягодичия и прочих, растущих на земли». Даже на Пасху вместо яиц давал ученикам есть красную горькую луковицу, которая должна была напоминать им о горечи жизни в миру.

           Капитон и его последователи бежали от мира, погрязшего в грехе. Ожидая скорое пришествие антихриста, они искали спасение души в жесточайшей аскезе, отвержении мирских благ и соблазнов. Скрываясь от властей, Капитон со своими последователями всё дальше и дальше уходили в леса, где следы железного старца затерялись и точных сведений о его смерти не осталось.

           Надо отметить, что старчество издавна пользовалось уважением на Руси. И, в том числе, за страдания и лишения, на которые старцы добровольно обрекали себя. Можно сказать, что существовал, в некотором смысле, культ страдальцев и, соответственно, их образа жизни. (Сюда же органично вписывались и юродивые, также не обременённые излишними телесными удобствами). Страдание, пускай и в чужом исполнении, пускай и в гораздо более мягких, по сравнению с Капитоном, формах, стало ценностью, оно не воспринималось исключительно в качестве наказания и вошло в «список» допустимых образцов поведения. Вот что пишет французский историк Леруа-Болье по поводу стремления к такой строгой аскезе:
          «Русский народ – один из немногих народов, который любит то, что составляет сущность христианства: Крест. Русский человек не разучился любить страдание, он воспринимает его силу, чувствует действенность искупления и знает вкус его горькой сладости».
Обращу внимание на последние слова – «вкус горькой сладости». Через страдание – к катарсису.

           Представление народа в виде набора индивидов, своеобразных элементарных частиц, трудно назвать продуктивным. Существуют ценности и интересы больших групп, в том числе и такой большой группы, как народ в целом. И образное выражение «душа народа» не является только фигурой речи. Душа народа, несмотря на свою нематериальность, проявляется в мире реальном. Даже несмотря на то, что в российском общественном сознании общество потребления расширяет свою зону влияния, «зона страдания» ещё жива и живы ещё «капитоны» в головах.

           Западные страны, наложившие на нас санкции, исходят из своего исторического опыта, в котором страдание – безусловное зло. Рассчитывая на то, что санкции понизят уровень жизни и вызовут массовое недовольство властью с вытекающими последствиями. Не на тех напали. Недовольство было и до санкций по своим, внутренним причинам, да и не исчезло оно вовсе, поскольку поводов предостаточно. А санкции, пожалуй, у многих даже смягчили отношение к властям. Или, точнее, к Президенту, который является у нас олицетворением этой власти.

           Понятно, что психологический фактор только один из многих, на которые сделана ставка в санкциях. Но вот увязались как-то у меня события XVII века с очередным походом Запада на Россию, и уподобился я чеховскому студенту:

         Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.
---
Tags: Исторические фрагменты, Россия, цЫвилизация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments