Сеню обучал Катушин грамоте.
Русский язык гибок, нестрог в отношении порядка слов, но вот такая расстановка, на мой взгляд, в данном случае одна из самых... сложных, что ли, для прочтения. Любая другая кажется куда органичнее и легче, но Леонов не ищет простых путей :) Зато, вчитавшись и уловив ритм, начинаешь вместе с автором (в силу своих возможностей, конечно) видеть картину объёмно. Ну а теперь - к предмету разговора.
. «Барсуки» - первый роман писателя. Начал он его в 1923-м году, а закончил в 1924-м. По свежим, ещё не остывшим в памяти следам о времени, переломленном русскими революциями и Первой мировой войной. Действие романа разворачивается до и после этого перелома. Вряд ли будут продуктивными попытки натянуть происходящие в романе события на глобус классовой борьбы. Скорее, это роман о природе - природе человека, общества, да и всего мироустройства. И внутриприродный конфликт - противостояние города и деревни. Город безжалостен, рационален, там правит «еометрия». Деревня пластична, консервативна, но далеко не идеальна, что подчёркивается персонажами вроде Юды, но он, собственно, уже не деревня, а барсук, нечеловек, извращённое животное начало в человеке – и, следовательно извращение природы в общем смысле. Да и многие земляки ему под стать. Каждый герой несёт свою идею, за каждым тянется своя жизненная линия и позиция, но ярче всего, пожалуй, идеи города и деревни раскрываются в главных персонажах – сельчанине Семёне и горожанке Насте. И характерный эпизод, подчёркивающий разницу между ними: Настя легко переступает черту, табуированную для Семёна, - во время боя без лишних колебаний строчит из пулемёта по врагам, которые в тот самый момент враги и для Семёна, но которым он не может причинить вреда. Во всяком случае, лишить их жизни, потому что все они одной крови.
Деревня – нередкий гость в русской литературе. Но если, например, в бунинской «Деревне» картина получается реалистичной, даже натуралистичной, то у Леонова мир более условен, более книжен, сконструирован. Его персонажи – без лиц. Без лиц в прямом смысле – характеры прописаны, а воплощения в зрительные образы нет. Во всяком случае, я их не рассмотрел. Выше я уже упоминал о своеобразии леоновского стиля, но вот глава «История Зинкина луга» - будто Лесковым написана. К тому же, как злободневно она звучит, как много схожего в конфликте жителей деревни Архангел, когда-то барской прихотью разделённой на две части, начавших враждовать из-за некогда общего для них Зинкина луга, с событиями сегодняшних дней. Да и в том, как начинается в «Барсуках» бунт, «бессмысленный и беспощадный», легко отыскать схемы, актуальные для всех времён.
Поначалу действие разворачивается неторопливо, даже, на мой взгляд, излишне неторопливо. Но, когда основные картины выстроены и фигуры на доске расставлены, динамика стремительно нарастает, и события проносятся стремительно. Да и сам вживаешься в роман, привыкаешь и к героям, и к авторскому стилю. И не могу удержаться от рекомендаций: читать, обязательно читать!
---