crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Бульдозерное телевидение

            В новостях сообщили, что сегодня юбилей – сорок лет бульдозерной выставке в Москве. Правда, она состоялась 15-го сентября 1974 года, но, видно на Первом канале свой календарь со своим новейшим стилем. Дали репортаж, из которого я понял, что на пустырь  в районе нынешнего метро Беляево пришли художники и публика, состоявшая, в основном, из корреспондентов западных СМИ. С аппаратурой. Так, случайно неподалёку оказались, толпой на пустыре гуляли. Вдруг видят – выставка. Надо посмотреть.  Были ли там простые зрители, из репортажа я не понял, как не очень понял – были ли кадры документальными, или же это постановка -  лежал снег, что для сентября не совсем обычное явление, даже с учётом возможностей Первого канала. Есть у меня основания полагать, что это был демонстративный вызов диссидентствующих мастеров кисти в расчёте именно на ту реакцию со стороны власти, которая и последовала. В сговор сторон поверить трудно, особенно, если чувствуешь холод бритвы Оккама. Я процитирую несколько строк из Максима Кантора, вращавшегося в тех кругах и знавшего эту среду изнутри:
            Любят рассказывать о «бульдозерной выставке». Правда, никого не раздавили. Демонстранты держали в руках однодневные поделки, их никто под бульдозерные гусеницы не швырял. Сами художники не были ранены. Бульдозера присутствовало два. Это было насилием над свободной волей, однако произведения искусства не пострадали, по причине отсутствия таковых на выставке — а реклама получилась. Про бульдозерную выставку знают во всем мире.
            Власть поступила неуклюже, не тронь она  тех художников – ничего бы, наверное, не случилось. Но в её распоряжении не было  Де-нола и язвы в СССР лечили по старинке -  резали, не дожидаясь перитонита. Да и врачи были ещё из сурового поколения, прошедшего через войну. К тому же, война продолжалась, пускай и холодная,  а авангардистские направления в искусстве использовали западные спецслужбы для расшатывания устоев. А устои надо охранять. Преувеличена ли была угроза, нет ли – какой смысл сейчас об этом спорить? Нам со своим временем надо разбираться. А подтекст репортажа был и в  противопоставлении ужасов цензуры и свободного творчества. Тогда  - бульдозером по искусству, сейчас – твори, что душе угодно.
Вот только на деле получается, что вместо бульдозера теперь используется каток. Такой тихий, эффективно делающий своё дело. О состоянии дел в искусстве надо судить по выходу. А вот когда начнёшь вспоминать, что у нас написано за те годы, пока бульдозер стоит на приколе, и призадумаешься. Или - что сняли наши кинематографисты, в том числе и задыхавшиеся в советское время  без воздуха свободы? Что написали новые пахмутовы и тухмановы? И так далее, по всем направлениям. Есть чем хвалиться?
            Я это всё сказал не с целью идеализации того времени и его методов. Надоело постоянно натыкаться на систематические плевки в советское прошлое. Плевки по любому поводу, а то и просто так, по привычке.  Да, там было много проблем, но это наша история, история нашей страны, которая имела тогда другое название, но от этого не перестававшая быть Россией. Это один из суков, на которых мы сидим. Пословицы не врут. Надо не забывать об этом.
---
Tags: Интеллигенция, Искусство, Кантор, СМИ, СССР
Subscribe

  • Новости шахмат.

    Грузинская экс-чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили подала иск на $5 млн. к компании Netflix, на платформе которой вышел сериал «Ход…

  • И о футболе

    Швейцарцы обыграли французов, только что вдесятером чуть не прошли испанцев. В четвертьфинале. На встрече должна присутствовать Виола Амерд, министр…

  • О женском фигурном катании. Предложение.

    В те времена, когда дни были огромными, а вечера длинными, я, вместе со всей страной, часто наблюдал за соревнованиями фигуристов. Потом интерес…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments