crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Памятники, телевидение и кино.

          IMG_20140806_150615Иду на днях у себя по улице и вижу, что простоявший уже лет сто без ремонта  памятник Ленину практически восстановили. А вот на Украине всё наоборот – добивают последние. Дико проходит попытки становления нового государства Украина, напряжены струны – того и гляди лопнут, и рассыплется хлипкая структура. Для истинных украрийцев враждебными стала не только Россия, но и все символы, напоминающие о нашей общей истории. Они пишут свою – с собственными героями, символами, знаменательными датами. Такой процесс естественен для любого вновь формирующегося государства, только на Украине он вышел за рамки разумного. Строящееся здание стали воздвигать на антироссийском фундаменте. Что поделать, плохому хохлу всегда москали мешают. Про Украину особого желания сейчас писать нет – отношение моё в целом давно определилось, а для каких-то оперативных выводов у меня нет более менее достоверной информации. Но такое истовое написание новой истории в соседней стране  напомнило мне об истории страны собственной. И напомнило не с самой лучшей стороны. Я обозначу проблему на примере телевизионных картинок и фильма «Хайтарма», а выводов делать не буду – они очевидны.
        Среди нескольких десятков кабельных каналов, есть у меня и западные полунаучно-познавательные, в том числе и National Geographic. Иногда я посматриваю там передачи, большей частью американские, на разные исторические темы, и вот какая особенность бросается в глаза: звучит на канале много песен, но мотив у них один – моя страна  всегда права, а если бывают отдельные досадные оплошности, то это стечение неблагоприятных обстоятельств или, в крайнем случае, ошибки отдельных лиц или (совсем уж редко) их личный злой умысел. Но страна, как жена Цезаря, - вне подозрений. Её мысли чисты, а действия продиктованы высшими понятиями морали и справедливости, а также государственными интересами, которые абсолютны и непогрешимы в силу соответствия их только что упомянутым высшим ценностям. Идёт ли речь о войне во Вьетнаме или Корее – весь негатив задвигается за кулисы, а на сцене действуют отважные американские воины и мудрые политики. Если сюжет касается гражданской войны в США, то рассказ ведётся без демонизирования одной стороны и пририсовывания нимба у другой: обе стороны сражаются за свою правду, разве что северяне чуть ближе к сегодняшним идеалам свободы и равенства.
           Что мы видим на своих каналах? Попробовал несколько кусочков передач о советском времени на канале «365 дней истории», по тематике близкому к тому же National Geographic. Советский период – часть истории России, той страны, где живут и работают авторы передач, да и сам канал тоже российский. Но вот относятся эти авторы к своей стране как к вражеской. Например, в последнем увиденном мною сюжете о советско-финских конфликтах вообще нет упоминаний о мотивации действий советской стороны -  показано только звериное желание захватить, убить, посадить. Если не ошибаюсь, то этот фильм снимался под руководством некоего Правдюка, и вот такие правдюки расползлись по всем каналам и всё воюют, всё добивают, всё мечут в прошлое информационные бомбочки, наполненные мерзкой и липкой органической субстанцией.
           Фильм «Хайтарма» снят на Украине в 2012 году. Я обратил на него внимание по двум причинам, первая – масса восторженных откликов в сети, конкретизировать содержание которых я здесь не буду (желающие сразу же могут выйти на них по запросу в поисковике). Не удержался, посмотрел. Действие картины проходит в Крыму в мае 1944 года и основано, как сейчас часто пишут в рекламе, «на реальных событиях». Линия дважды Героя Советского Союза Амет-Хан Султана наложена на сцены, непосредственно связанные с депортацией крымских татар. Из плюсов отмечу красивые околобахчисарайские виды, а вот содержание вызывает вопросы. Дело даже не в сыром сюжете с разного рода несуразицами и набившими оскомину примитивными штампами. Трагедия переселения вырвана из контекста, её связи с другими трагедиями обрублены и она одиноко повисла в историческом вакууме,  представленная как ничем не обусловленное решение кровожадной власти, которая в силу патологической тяги к  садистским игрищам и прирождённого самодурства проявила немотивированную жестокость. В результате получился фильм с ярко проявленной пропагандисткой составляющей, которая обусловлена скорее текущим моментом, чем восстановлением исторической справедливости. Кроме того, приведённые в заключительных титрах цифры не совсем стыкуются с теми, которые я нашёл в Сети и которым я более склонен доверять. «Хайтарму» выдвигали от Украины на Оскар, но, в итоге, его обошла другая картина. Тем не менее, «Хайтарму» активно продвигали и на другие фестивали, в результате чего она была отмечена призами в нескольких странах. Так что, искусство находится на переднем крае идеологической борьбы.
           А вторая причина моего внимания к «Хайтарме» - приз кинофестиваля «Ника» как лучшему фильму стран СНГ и Балтии. Вручая 1-го апреля 2014-го года награду, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил: "Я убежден, что искусство вообще и кино в частности - самое главное в нашей жизни, оно гораздо важнее политики", - сказал Швыдкой. Увы, и на этот раз поверить Михаилу Ефимовичу я не могу.

П.С. Фотографировал телефоном, поэтому качество неважное, но опознать можно. Цвета флага строители, думаю, сделали случайно, да и бесикр всё равно не получился.
Tags: Кино, Телевидение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments