crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

«В тумане», режиссёр Сергей Лозница, 2012

            Послевкусие, которое осталось от просмотра этого фильма - как от разбавленного пива последних лет советской власти: цвет есть, пены чуть-чуть, зато много-много воды. При том, что цвет (картинка) вполне качественен – лес поздней осенью красив и его красота грамотно передана оператором. А вот действие нарочито вялое, затянутое. И, что даже важнее, бросается в глаза выбранная автором позиция отстранённости, размытости акцентов. Фильм снят по одноимённой повести В. Быкова и невольно напрашиваются сравнения с «Восхождением» Ларисы Шепитько, созданный по мотивам другой повести этого же автора - «Сотников». Обе повести сходны своей структурой и центральным вопросом – есть ли жизнь после смерти? Есть ли вещи надындивидуальные и на всё ли можно пойти ради спасения своей жизни? Сотников и Сущеня (В тумане) поставлены перед выбором: сотрудничество с немцами или смерть. Смерть с объявленной датой, как у Сотникова, и смерть отложенная, как у Сущени: хитроумный и зловещий ход немецкого майора - ожидание казни от партизан в статусе предателя. От без вины виноватого Сущени уже отвернулись соседи и даже жена временами начинает сомневаться – а почему отпустили из-под ареста, если не предал? Ведь троих твоих товарищей по бригаде повесили, а ты живой? И вот, подаренная жизнь оказалась хуже смерти – как в такой ситуации жить и человеком остаться? Не запятнать своим мнимым предательством судьбы родственников, жены, как избавить от позорного клейма подрастающего сынишку, который любит отца и пока не понимает, с каким грузом ему теперь предстоит жить?
          Действие фильма и разворачивается вокруг этого узла: двое партизан приходят к Сущене с заданием расстрелять его и вернуться в отряд. Детали сюжета раскрывать не буду, хотя, помимо фильма, есть и ещё один источник – повесть Василия Быкова, которая более полно раскрывает тему. Снято, с точки зрения техники, неплохо. Особенно понравилась работа оператора, хотя длинные пейзажные вставки тормозят и без того затянутое действие. Возможно, это связано с «фестивальностью» Лозницы, ориентирующегося на группу ценителей кино с определёнными вкусами и представлениями, следствием чего и стали эти псевдомногозначительные затянутости, для обычного зрителя превращающиеся в воду. Если в «Восхождении» зритель чувствует эмоциональный удар, то здесь выбрана позиция стороннего наблюдателя. Возможно, это следствие разного восприятия Отечественной войны режиссёрами, связанного как с поколенческой разницей, так обусловленного и индивидуальными особенностями мировозрения Лозницы и Шепитько. У Шепитько между врагами и своими проходит чёткая граница, у Лозницы же чувствуется релятивизм правды – правы, по-своему, все. В той или иной мере. Даже немцы действуют в рамках своей роли, написанной для них войной и моральной оценки режиссёр им не выставляет. О другом образчике творчества Лозницы, фильме «Счастье моё», я уже писал здесь. «В тумане» мне показался немного посильнее, но не более того. Но познакомиться с киноязыком, которым можно описать войну в белорусских лесах, полезно.
---
Tags: Кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новости шахмат.

    Грузинская экс-чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили подала иск на $5 млн. к компании Netflix, на платформе которой вышел сериал «Ход…

  • О силе слова.

    У нас в городе на одном из проспектов в прошлом году открылась «Кулинария». Обычное заведение с традиционным ассортиментом. Тогда я…

  • Анекдоты по понедельникам

    - Почему Медведев какой-то хмурый и злой, а Путин добродушный и весёлый? - Потому, что Медведев про себя всё сам читает в интернете, а Путину…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments