crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

"Сёстры Магдалины", режиссёр Питер Муллан, 2002 год, Ирландия, Великобритания

          Нечасто приходится через кино открывать неизвестные стороны жизни стран, относящих себя к категории цивилизованных. Казалось бы, информационное общество позаботилось о том, чтобы прорисовать нам полную, объёмную и убедительную картину их жизнеустройства, но, оказывается, есть ещё пробелы в познаниях. Подозреваю, что не только в моих.

           Ирландия представлялась мне тихой, благопристойной буржуазной страной, прошедшей пик своей пассионарности и теперь успокоившейся в рамках отведённой историей места. Небольшое европейское государство, типа Швейцарии, со всеми прелестями комфорта и сопровождающей его скуки. И вдруг оказывается, что и у них не обошлось без скелетов в шкафу. Да ещё каких скелетов!


              
          Сеть воспитательно-исправительных учреждений при монастырях, получивших имя святой Магдалины, возникла ещё в конце XVIII века в протестантской среде (Англия, Канада, Франция и другие), но наибольшее распространение получила в католической Ирландии. Созданные первоначально с целью возвращения падших женщин на путь истинный, по мере своего развития приюты расширяли сферу своего действия и превратились в учреждения принудительного труда и содержания. Переведённые на самофинансирование, приюты вынуждены были зарабатывать себе на жизнь трудом своих воспитанниц. Чаще всего, изнурительным трудом в качестве швей или прачек, из-за чего в Ирландии этим заведениям дали второе название – «прачечные». Со временем в приюты стали помещать не только проституток, но и матерей-одиночек, жертв сексуального насилия в детстве, женщин с задержками в умственном развитии и, даже, просто красивых девушек, чьё поведение казалось недостаточно скромным. В последнем случае, правда, требовалось заявление родителей, священников или врачей. Помимо приютов Магдалины в Великобритании и Ирландии была развёрнута сеть государственных приютов с аналогичными функциями. Многие из попавших в эти заведения женщин проводили в них всю жизнь, а вырвавшиеся из этого ада с трудом адаптировались к нормальной жизни из-за произошедших с их психикой необратимых изменений. Возможно, приюты так и действовали бы в Ирландии до сих пор, если бы не случай – в 1993 году монашеский орден в Дублине продал часть своего прихода одной компании по недвижимости. На территории попавшего под продажу приюта обнаружили останки 155 воспитанниц. Кремация этих тел и привела к скандалу, поскольку в католической Ирландии кремация считается языческим обрядом. Расследование и показания бывших воспитанниц выявило множество случаев сексуального, физического и психологического насилия, а также изоляции от мира на неопределённый срок. А на территории ещё одного приюта были обнаружены безымянные могилы умерших там детей. Закрыты приюты были только в 1996 году, а скандалы вокруг них не утихают до сих пор.

           Действие фильма «Сёстры Магдалины» происходит в Дублине 1964-го года. Показана судьба четырёх девушек. Первая попала в приют за то, что была изнасилована своим кузеном, вторая за внебрачного ребёнка, третья за слабоумие, а четвёртая за то, что привлекала внимание парней и строила им глазки. Фактически, за мыслепреступление, поскольку на её слова о том, что она никогда не была с мужчинами, надсмотрщица-монашка резонно заметила: «Но ведь хотела!». Теперь им всем предстоит отмывать свои грехи в душной прачечной. Сказать, что дисциплина в приюте армейская – значит ничего не сказать. Думаю, даже в тюрьме нет таких порядков. Выматывающая все силы работа безо всяких КЗОТов и Деклараций прав человека на фоне моральных унижений со стороны присматривающих за воспитанницами монахинь, которые, возможно, искренне считают себя исполнителями Божьей воли. Но излишнее рвение добра в борьбе со злом превращает это добро в зло, калеча попутно и души борцов. Есть тут и ещё один интересный момент: нельзя сказать, что этот приют представляет собой надёжно запертую систему, из которой нет выхода. Напротив, и обстоятельства часто благоприятствуют побегу из этого ада, да и стены там не так высоки. Но высоки внутренние стены, через которые не перешагнуть, и томятся там женщины с юных лет до самой смерти, даже в мыслях не помышляя о бегстве. За редким исключением, но отклонения бывают везде, а общая тенденция такова: посадили, значит есть за что и с этим надо смириться., отмаливая и отмывая свои грехи.

           Не могу удержаться от некоторых сравнений. Напомню, что фильм показывает нам 1964-й год в европейской стране. Идёт холодная война и на СССР обрушиваются обвинения в нарушениях прав человека (возможно, с использованием других терминов), об использовании психиатрии в борьбе с инакомыслием и прочее, прочее, прочее. А тут под боком тысячи людей безо всякого суда и следствия, на основании чьих-то мнений на неопределённый (иногда на пожизненный) срок заточают в условия, которые составили бы «честь» Средневековью. И просто поражает, что обвинённые воспринимали происходящее с ними как должное! Двусторонняя грыжа какая-то! Обязательно посмотрите «Сестёр Магдалины», хотя бы в познавательных целях. Но и с художественной стороны фильм стоит того, не зря он получал призы в Венеции и Торонто.
---
Tags: Кино, цЫвилизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments