crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Голливуд и холодная война.

           Из всех искусств кино является, пожалуй, самым эффективным средством для трансляции идей и образов, заложенных авторами в свои произведения. Естественно, что власти США не могли пройти мимо столь привлекательной возможности использовать Голливуд в качестве оружия холодной войны. 16-го декабря 1955 года Объединённый комитет начальников штабов созвал совещание для запуска секретной кампании, которая должна была реализовать идею «воинствующей свободы» в американском кино. Реализовать так, чтобы повысить престиж американского образа жизни и скомпрометировать коммунистические идеи и практики. Иными словами, речь шла о внедрении пропаганды в кинематографическую продукцию. Участие в кампании принимали Пентагон, ВМФ, Совет национальной безопасности и Комитет по координации операций. Конечно, не осталось в стороне и ЦРУ. Летом 1956 года представители Объединённого комитета начальников штабов провели несколько встреч с голливудскими знаменитостями: Джоном Фордом, Мерианом Купером, Джоном Уэйном и Уордом Бондом. Работа по закреплению в сознании зрителей Pax Americana закипела. Американцам внушалась важность чувства долга, сплочённости, мужества и выполнения приказов командиров. На смену лояльным к СССР фильмам периода Второй мировой войны в 50-е годы пришли резко антикоммунистические «Красный кошмар», «Красная угроза», «Вторжение в США» и т.п. Коммунизм выдвинулся на роль врага №1, а немцев, совсем недавно занимавших это место, теперь начали изображать как достойных соперников и героических бойцов: «Лев пустыни: история Роммеля», «Морская погоня», «Под нами враг».
           Таким образом, внутриамериканские дела по обработке населения в нужном направлении шли успешно и, в результате, русская угроза не давала спокойно спать многим американцам. В Европе, однако, дела шли хуже: там народы ещё не забыли, что такое фашизм и кто внёс решающий вклад в победу над ним. Поэтому голливудская пропаганда не находила здесь ожидаемого отклика. Более того, европейцы болезненно отреагировали на наступление Голливуда и на увеличение объёма его продукции на экранах своих стран. Во Франции, например, ещё в 1948 году из-за этого возникли ожесточённые уличные схватки.
В 1953 году Сесиль Б. ДеМилле, занимавший должность специального консультанта правительства по вопросам кинематографии, так представлял метод воздействия на сознание (а, точнее, подсознание) зрителя: представлению определённой проблемы или идеи не следует посвящать весь фильм целиком, а проталкивать их незаметно - с помощью сюжетной линии, отступления, мимики и т.п. Тоньше надо работать, тоньше! Но создание фильм – только начало процесса, важно донести его до зрителя, поэтому с этой целью в 87 странах были задействованы информационные службы США, которые содействовали прокату кинематографической продукции Голливуда. Государство, используя свои финансовые возможности, выступило в качестве продюсера, нанимая режиссёров, корректируя сценарии для продвижения нужных идей, обеспечивая прокат фильмом по всему миру.
           Агент ЦРУ Карлтон Олсоп, работая под прикрытием на студии Paramount, держал под колпаком Голливуд. Посылаемые им в Управление отчёты содержали как выявленные факты присутствия коммунизма, так и сочувствующих ему кинематографистов, а также описывали успехи и провалы возглавляемой Олсопом секретной группы давления, занимавшейся внедрением специальных тем в голливудские фильмы. В то время положение чернокожего населения в Америке вызывало ряд обоснованных претензий к США со стороны Европы. В рамках разрушения таких стереотипов Олсоп пишет в очередном донесении, что он договорился с рядом режиссёров для включения в картины «хорошо одетых негров как части американского общества, не делая их при этом слишком заметными. Одновременно следовало избегать разоблачений преднамеренности. Картина «Сангари», съёмки которой ведутся сейчас, к сожалению, не позволяет такого включения, потому что посвящена определённому периоду истории и снимается на Юге. Поэтому в ней будут показаны негры на плантациях. Однако образ этих негров будет до определённой степени трансформирован. В фильме будет показан достойный негр-дворецкий в одном из домов хозяина. Прозвучит диалог, из которого станет ясно, что он освобождён и может работать, где хочет».
           В том же докладе Олсоп докладывает, что благодаря его вмешательству, в фильме «Острие стрелы» несколько оскорбительных сцен о насильственной депортации целого племени апачей во Флориду и маркировке их как животных, были значительно смягчены или удалены вовсе. А ещё ряд изменений были внесены уже после съёмок путём повторной записи реплик.
           В отчётах Олсопа описывалась сложная работа со студиями и продюсерами, проводимая для улучшения показа американского образа жизни. «Уходили негативные стереотипы, их место занимали образы, представлявшие здоровую Америку». Например, убирались пьяницы и сцены пьянства. (О других моментах можно догадываться, поскольку я сужу об отчётах только по косвенным описаниям).
           После смерти Джорджа Оруэлла Олсопу сотоварищи удалось уговорить вдову писателя передать права на экранизацию «Скотного двора», в результате чего на деньги ЦРУ был снят одноимённый мультфильм. Сценарий не удовлетворил «заказчика» и в него были внесены некоторые изменения. Например, переделали финал. В оригинале коммунистические свиньи и капиталист становились неразличимыми: «Оставшиеся снаружи переводили взгляды от свиней к людям, от людей к свиньям, снова и снова всматривались они в лица тех и других, но уже было невозможно определить, кто есть кто». В мультфильме образы капиталистов отодвинули на задний план, а из финальной финале их просто убрали, оставив только наслаждающихся плодами эксплуатации свиней.
           Права на экранизацию другого романа Оруэлла «1984» ни писатель, ни его наследники оформить не успели, поэтому ЦРУ могло действовать более свободно. В процессе подгонки сценария к своим потребностям более-менее универсальная направленность романа на опасность злоупотреблений любой власти, без конкретизации её левой или правой ориентации, была перенаправлена в русло антикоммунизма. И, что уже не должно удивлять, был переделан и финал фильма. Если в романе главный герой побеждён тоталитарной системой и его дух сломлен, то кинематографический герой, заканчивая свою жизнь бунтом против системы, гибнет со словами «долой Большого брата».
           Факты я взял из книги Фрэнсис Стонор Сондерс «Культурный фронт холодной войны». Относятся они к 50-м годам прошлого века, но сказать, что это дела давно минувших дней и сейчас, конечно, правительство США со всеми своими органами не оказывает никакого влияния на политику Голливуда, я сказать не могу. Даже не зная конкретных проявлений (возможно, что они где-то и описаны) тайного (или явного) вмешательства, можно увидеть, как направленность голливудской продукции колеблется вместе с линией партии. Сошлюсь только на изменение национальности главных злодеев в разного рода боевиках, подкрепляющих образами действия правительства и президента. Есть и другие косвенные признаки наличия пропаганды американского образа жизни или, даже, мессианской роли США в мире, но и так уже написано слишком много, поэтому закругляюсь.
---
Tags: Западнизм, Кино, Политическое, США, ЦРУ
Subscribe

  • Два недосмотренных сериала

    Два сериала, которые смог только начать и которые забросил после первой же серии. Начну с нашего. Анна Каренина, 2017, режиссёр Карэн…

  • В этот день 9 лет назад

    Этот пост был опубликован 9 лет назад!

  • Толстой и Ленины

    Все, наверное, помнят картину, на которой задумчивый всадник стоит перед развилкой дорог и смотрит на камень. На камне написано, что произойдёт,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments