crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

"Оттепель", сериал, режиссёр Валерий Тодоровский

          Редчайший случай в современном российском кинопроизводстве - советское время показано без агитпроповских ужасов, которыми уже лет двадцать пугают зрителя-потребителя: нет ни сомкнутых на горле человека леденящих пальцев тоталитарной системы, нет и специфических бытовых безобразий, изображающихся обычно в гипертрофированной форме. Напротив, герои живут в приличных для своего времени квартирах и проблемы дефицита не волнуют их ранимые души. А силовая составляющая выглядит даже более приближенной к понятиям правового государства, чем её современный аналог, во всяком случае, если судить об этом по тем же фильмам. Как ни хотел следователь засадить Хрусталёва за решётку, не хватило у него хотелок. Можно, конечно, сказать, что такой адвокат недоступен простому человеку, но мы же о системе говорим. Так вот, для тех, кто жил в то время и помнит его, фильм вряд ли что-то прибавит к уже сложившимся представлениям или же откорректирует их, но вот для новых поколений будет полезно увидеть, что тогда, как и сегодня, человек был достаточно свободен при выборе своих действий и, во многом, сам определял свою судьбу. А свои тараканы есть у каждого времени, и чьи жирнее – предмет специальных дискуссий. Обвинение в том, что в фильме не передан дух времени, тоже не считаю существенным – многие ли из зрителей помнят тот дух? И кто теперь может подтвердить наличие и истинность духа времени в «Идиоте», например? Или, рассмотрим и патологию, в «Карамазовых» Константина Богомолова? Скажу так, нагружать фильм вещами, которые казались естественными в начале 60-х , а теперь ставшими непонятными и даже нелепыми с точки зрения  сегодняшних реалий, считаю лишним и даже вредным для того жанра, в котором снят этот сериал. Желающие могут найти документалистику того времени и вдоволь надышаться запахом эпохи в индивидуальном порядке. Главное, что в Оттепели есть своя атмосфера Тем же, кто предъявляет  претензии к обоям, мебели, автомашинам и тому подобному, могу ответить ёмкой и лаконичной фразой Регины Марковны (кто смотрел – тот эти слова помнит). Не со злобными интонациями, конечно, а с иронично-усталыми:)

И о самом фильме

            Со своей, любительской колокольни я бы определил жанр фильма как ироничная мелодрама. Во всяком случае, я  смотрел его с такой внутренней установкой и могу сказать, что в этих рамках фильм выглядит привлекательно. Судите сами – много ли серьёзных, заслуживших признание сериалов могут похвастаться таким количеством удачных и запоминающихся образов? Образов разных, ярких, каждый со своим характером, своей личной судьбой и со своими проблемами? Не оттеняющих пару-тройку главных героев и создающим им фон, а  самостоятельных личностей, которым начинаешь сопереживать? Запоминаются даже персонажи третьего ряда, вроде подсобного работника и шофёра (не помню его имя в фильме, в последней серии он пел частушки с Сомовым). Пожалуй, нет ни одного персонажа, за исключением безголосых статистов, который выполнял бы роль бесцветной декорации. Хорош Ефремов (Кривицкий), при всём моём неоднозначном отношении к нему, просто блестяще выглядит  Нина Дворжецкая (Регина Марковна), естественна и, одновременно, кинематографична юная Ольга Штыркова (Ася) и так далее по всему списку. Очень понравился Евгений Цыганов (Хрусталёв), на протяжении всех двенадцати серий выдержавший заданный поначалу ритм и сыгравший роль сволочи, сознающей себя сволочью, но не оставшийся в рамках этого образа, а какими-то скупыми приёмами раздвинувший их до таких пределов, что начинаешь принимать и понимать его. Дело не только в той далёкой «родовой» травме, связанной с уклонением от фронта и последующим за этим самоедством, приведшим к прожжённому цинизму. Можно объяснить его характер влиянием того давнего эпизода из его биографии, но не думаю, что это так. В конце концов, и его отец - властный и не склонный к сантиментам человек, так что тут и наследственность, и воспитание, да и смерть матери тоже что-то выжгла у него в душе.  Хрусталёвский типаж встречается и в жизни, только редко можешь видеть его близко – в кино же вот он, рядом. Разве что Павел Деревянко (Будник) раздражал слегка, но это связано не с актёром, а с тем типом людей, к которым относится его персонаж. Актёру же, напротив, выношу благодарность за игру.
            Несколько замечаний более общего плана. Авторам удалось создать лёгкую, слегка ироничную атмосферу фильма, при всех перипетиях сюжета остающуюся жизнерадостной и настраивающей на оптимистический лад. Хотя нам часто напоминают, что действие происходит в 1961-м году, реальные проблемы страны остаются за границами небольшого коллектива съёмочной группы, разве что вынос тела Сталина из Мавзолея на минуту напомнил о том, что жизнь есть и за пределами студии. Даже полёты Гагарина и Титова никоим образом не нарушили производственно-любовный процесс, да их просто не заметили на фоне кипящих в группе страстей. Ну да ладно, это кино всё-таки. Можно сказать и так: режиссёр разыграл современный сюжет, использовав декорации шестидесятых годов прошлого века. Но можно это вывернуть иначе: и тогда, и сейчас люди решали одни и те же вековые вопросы, которых  встают перед каждым поколением, а время лишь вносит коррективы в некоторые средства достижения целей, не затрагивая глубинных основ человеческой природы. Тут, конечно, возникают темы для дискуссий, касающихся социальных проблем, но об этом – в другой раз. А в этот раз скажу, что восприятие «Оттепели» в сильной степени зависит от ожиданий зрителя, с которыми он приступает к просмотру сериала. Будь я настроен критически - и отзыв был бы другой, но всё получилось так, как получилось, мне фильм понравился. Добрый он..
 ---
 
Tags: Кино, Сериал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments