crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

Два фильма Олега Погодина: "Дом" и "Крик совы"

Дом (2011 год)
Крепко сшитый, добротный фильм. Жанр – криминальная драма и принимать его я бы советовал соответственно этому жанру, без лишних умствований и поисков зашифрованных смыслов, которые и без этого проникнут в сознание через эмоциональное восприятие. Картинка непривычно хороша для наших фильмов, да и само действие развивается динамично, на одном дыхании, практически не сбиваясь с единого ритма. Действие фильма охватывает пару-тройку дней из жизни клана Шамановых, выстроившего себе в степи огромный дом и который вместил в себя несколько поколений большой семьи. Формально, это семья традиционного, патриархального типа, где решающее слово у хозяина дома. Однако, его авторитет основан, в первую очередь, на силе, а сила, как учил Ньютон, рождает эквивалентное противодействие, пускай и выражаемое в иной форме или вовсе, складируясь и накапливаясь, до поры до времени, в глубинах человеческой психики. И сила выдавила из семьи любовь, превратив родной дом в ненавистное место. А на силу всегда найдётся другая сила…
Не буду раскрывать сюжетные линии фильма, сделаю только два кратких замечания. Во-первых, отмечу прекрасную игру Богдана Ступки (отец) и Гармаша (старший сын Виктор), которые и представляют носителей этой мертвящей силы. Они заметно поддавливают остальных исполнителей, но таково их положение в сюжетной линии фильма, усиленное личной энергетикой и мастерством. Да и другие персонажи, выступая в качестве своеобразной подпевки у этого дуэта, имеют свой узнаваемый голос. Во-вторых, не могу пройти мимо неудачного, на мой взгляд, финала – какого-то скомканного и американизированного. На то есть свои причины. По словам Олега Погодина, режиссёра и сценариста этого фильма, действие должно было развиваться иначе, однако продюсер картины выставил жёсткое требование урезать длительность до стандартного и комфортного для просмотра в кинотеатре. Это и привело к некоторой скомканности впечатлений, во всяком случае, у меня. А кому-то, наоборот, такое падение в пропасть может понравиться.
Но это ещё не всё. С удивлением увидел в титрах сериала «Крик совы», что вчера закончился на Первом, фамилию Олега Погодина, который и здесь выступил режиссёром и, совместно с Рогожкиным, ещё и сценаристом. Такое вот совпадение, давшее мне повод дать некоторые оценки его новой работе.
«Крик совы» (2013 год)
И на этот раз оценка будет положительной. Во-первых, авторы сделали качественный детектив, до последней серии нагнетая обстановку и умело запутывая зрителя, ищущего разгадку – кто же этот таинственный Платон? Во-вторых, убедительно воспроизведена атмосфера 50-х годов прошлого века, при этом радуя бережным отношение к мелочам. Разве что, немного переусердствовали с обшарпанностью домов и улиц, но это, возможно, издержки производства - трудно найти натуру для съёмок, точно соответствующую 1957-му году, без отметин последующего времени. И ещё - ну не курят так Беломор, могли бы и консультанта пригласить (меня, например)! А если серьёзно, то фильм получился объёмным, не сводимым только к детективу, но дающему срез общества на примере небольшого провинциального городка, начиная с самых верхов, с горкома партии, и заканчивая криминалитетом. Несколько любовных линий, вкрапленных в сюжет, придают фильму дополнительную жизненность. Всё выдержано в одном ритме, возможно, для кого-то слишком неторопливым, а что касается меня – так в самый раз, надо только поймать этот ритм. И музыка гармонично вписывается в фильм, оттеняя и усиливая впечатление от увиденного. Хороша игра актёров, хотя поначалу с трудом воспринимал бесстрастный голос главного героя - так и представлялось, что вот, сидит в студии и озвучивает свою роль.
Несколько необычен ракурс, под которым подана щекотливая тема КГБ. Сейчас принято в фильмах о советском времени изображать комитетчиков злодеями с садистскими наклонностями. Здесь сотрудники КГБ вписаны в детективный сюжет и, в большей степени, показаны в рамках выполнения своих розыскных функций. К тому же, эти сотрудники зависимы от решений партийного руководства городка. Что касается предыдущего, довоенного и военного НКВД, то обвинения их в кровожадности показано в столь преувеличенной манере, что начинают зреть смутные подозрения – не умышленно ли ситуация доведена до абсурда? Как-то трудно поверить, что практически каждый персонаж (кроме криминала) начинает знакомство с капитаном КГБ Митиным с рассказа о своих репрессированных родственниках. То, что пострадавшие были, сомнений нет, но не в такой же концентрации. Проскочило и ещё несколько не обусловленных сюжетом моментов, но не исключено, что это, как и первом случае, продюсерские требования – трудно поверить тому, что Первый канал выпустит фильм о советском времени без ритуальных плевков в прошлое. И ещё труднее поверить в то, что началась кампания по изменению отношения к советскому периоду, в том числе и к КГБ, со стороны власти.
Вот так. Два фильма одного режиссёра. Смотрите оба и впечатление от просмотра будут лучше, если воспринимать их в рамках заявленных жанров. Мне кажется, что этого достаточно для получения положительных эмоций, а если покопаться в смыслах, то впечатления можно и обогатить.
Tags: Кино
Subscribe

  • Минская пыль №6. Заключительная.

    Залез в папку с фотографиями и ещё раз прошёлся по Минску. Несколько фотографий из своей секретной для всех папки и хочу вам показать. Тема -…

  • Минская пыль №5.

    Старый город, Верхний город – тем, кто был в Минске, не надо дополнительных объяснений, а тем, кто не был, тем более. Поэтому, без лишних в…

  • Минская пыль №4.

    Лететь из Стокгольма до Минска менее полутора часов, то есть не успеешь взлететь, употребить лёгкую закуску с лёгким напитком от Белавиа, как уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments