crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Ллойд Джордж, Черчилль и Рейган.

[Небольшое вступление]

Прочитал небольшой сборник речей Дэвида Ллойд Джорджа в бытность его министром финансов Великобритании во время Первой мировой войны. В целом, достаточно однотипные речи с цифрами, которые посчитали сделать доступными для публичного оглашения, и с призывами к английскому обществу быть единым в борьбе с супостатом и отдать все силы для его низвержения. Есть, конечно, интересные факты. Например, сухопутная армия Англии того времени формировалась, в основном, за счёт добровольцев, которые записывались туда десятками тысяч (о флоте автор говорил мало, поэтому я сделал такую оговорку). Какую-то роль, возможно, играло и хорошее материальное обеспечение государством семей ушедших в армию, но это не умаляет боевого духа нации, сплотившейся ради победы над врагом. Конечно, хватало и отрицательных моментов, но не они определяли общее состояние в стране. Во всяком случае, как это представляется из речей Ллойд Джорджа, даже если отбросить пропагандистскую составляющую, продиктованную потребностями момента. Но я хотел бы обратить внимание на другое.

В публичных выступлениях политиков, особенно в критические моменты истории, часто используется одна схема: мотивация своих действий обосновывается защитой высоких и самых высоких ценностей, а враг же, напротив, беспринципное и кровожадное исчадие ада. Для примера возьмём выступления трёх ведущих политиков Запада.

Обосновывая причины вступления Англии в Первую мировую войну, Ллойд Джордж не утруждает себя аргументами из материального мира, а сразу обращается к миру идеальному. Чувство   попранной справедливости и угроза свободе – вот  что вынудило вмешаться в ход событий. «Интересы управления миром на началах нравственности требуют, чтобы этот вызов судьбе раз и навсегда потерпел крушение» - так Ллойд Джордж противопоставляет английские приоритеты и материалистические, милитаристские приоритеты Германии. «Мы принимаем участие в этой войне из чисто рыцарских побуждений, заставляющих защищать слабого» - так он реагирует на захват Бельгии немцами, для которых чёрных красок в своих выступлениях не жалеет. Я ограничусь всего одной цитатой: «Если Германия победит – спаси, Господи, рабочих… От этой победы им придётся хуже, чем кому бы то ни было. Победа Германии будет победой худшей формы самовластия, какую только мир знал в течение столетий».

         Другой, ещё более знаменитый англичанин, 5-го марта 1946 года в Фултоне произнёс речь о мускулах мира, которую считают точкой отсчёта для начала холодной войны. Черчилль начинает с долга перед всем человечеством, возложенного им или ещё кем-то на США, и отказываться от этого бремени белого человека нельзя. «Генеральная стратегическая концепция», которую необходимо принять, заключается в том, чтобы дать возможность миллионам обитателей бесчисленных домов «ограждать своих домочадцев от невзгод и лишений и воспитывать своих детей в духе почитания Бога, то есть в соответствии с теми высокими нравственными принципами, которые играют столь важную роль в жизни человека». Кто же угрожает этим бесчисленным мирным домочадцам? Естественно, коммунистический лагерь и страшно подумать, что стало бы со свободным миром, если бы он (лагерь) обладал бы монополией на атомную бомбу. «Однако Богу было угодно, чтобы этого не случилось…». « Общаясь в годы войны с русскими друзьями и союзниками, я пришёл к выводу, что больше всего они восхищаются силой и меньше всего они уважают слабость, в особенности военную. Поэтому мы должны отказаться от изжившей себя доктрины равновесия сил… Мы не можем и не должны строить свою политику, исходя из минимального преимущества и тем самым провоцируя кого бы то ни было померяться снами силами». Добро должно быть с кулаками, как когда-то написал по другому поводу С. Куняев. И выполнять роль мировых сил добра выпало братскому союзу англоязычных стран. Не домогаясь при этом чужих территорий или богатств, исключительно из-за приверженности высоким идеалам. И тогда широкая дорога откроется не только перед «братьями», но и перед всем человечеством.

8-го марта 1983 года Рональд Рейган произнёс свою столь же известную речь перед Национальной ассоциацией евангелистов, в которой ввёл в оборот термин «империя зла». И опять повторяется знакомый сценарий. Сначала – скромненько о себе:

Я хочу, чтобы Вы знали, что философия нынешней администрации основана на Божьих ценностях, и она видит величие Америки в Вас, ее людях, и в ваших семьях, церквях, соседстве, сообществах.

Свобода процветает, когда религия ярка и Божьи правовые нормы признаны.

По заключению проведенного в Вашингтоне исследования, американцы гораздо более религиозны, чем люди других наций; 95 процентов выражают веру в Бога, и огромное их количество полагает, что Десять Заповедей имеют реальное значение в их жизни. Другое исследование показало, что подавляющее большинство американцев относится неодобрительно к прелюбодеянию, подростковому сексу, порнографии, абортам и наркотикам. В то же самое время американцы выразили глубокое почтение семейным связям и религиозности.

Но независимо от того, что грустные эпизоды существуют в нашем прошлом, любой объективный исследователь должен иметь положительное представление об американской истории, которая была историей надежд и мечтаний, превратившихся в действительность. Особенно в этом столетии, когда Америка держала освященный факел свободы не только для нас, но и для миллионов других людей во всем мире.

И, на контрасте, переход к описанию «агрессивных импульсов империи зла»:

«…советские лидеры открыто и публично объявляют, что единственная этика, которую они признают, - это та, что приведет к мировой революции».

И все морально, что является необходимым для уничтожения старого, эксплуатирующего общественного строя и ведет к победе пролетариата.

И так далее, и тому подобное. Я остановился на Рейгане чуть подробнее, чем на его предшественниках, потому что его речь можно считать образцом выступления в этом жанре (а ещё подробнее я уже писал об этой речи и накладывал на неё аргументы Громыко примерно того же времени).

П.С. Интересно, какими словами вписал бы Рейган события сегодняшней эпохи толерантности в иудео-христианские ценности?

.

Tags: Англия, Западнизм, США, Черчилль, цЫвилизация
Subscribe

  • Минская пыль №6. Заключительная.

    Залез в папку с фотографиями и ещё раз прошёлся по Минску. Несколько фотографий из своей секретной для всех папки и хочу вам показать. Тема -…

  • Минская пыль №5.

    Старый город, Верхний город – тем, кто был в Минске, не надо дополнительных объяснений, а тем, кто не был, тем более. Поэтому, без лишних в…

  • Минская пыль №4.

    Лететь из Стокгольма до Минска менее полутора часов, то есть не успеешь взлететь, употребить лёгкую закуску с лёгким напитком от Белавиа, как уже…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment