crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

"Воспоминания еврея-красноармейца". Л. Котляр.

Еврей-красноармеецТот случай, когда название книги вызывает самые разнообразные ожидания от её содержания. Вообще, оно не совсем верное: во-первых, помимо собственно воспоминаний Леонида Котляра, давших название книге, здесь же размещена и большая работа историка П.Поляна, а, во-вторых, красноармейский опыт Котляра очень кратковременен, поскольку его часть была разбита в первом же недолгом бою, а он сам попал в плен и его воспоминания относятся к жизни в статусе военнопленного и, затем, угнанного на работу в Германию. А что касается исторического материала Поляна, то он полностью посвящён теме евреев-военнопленных. Но не я же название придумал - какое есть, такое и есть.

Воспоминания Котляра уникальны своим сюжетом: киевский еврей с характерной внешностью попадает в плен и проводит всю войну в прямом контакте с немцами, при этом пройдя ряд проверок, однозначно, казалось бы, позволяющих идентифицировать его национальность, и, несмотря ни на что, оставшийся в живых. При первой же сортировке пленных по национальностям Леонид заявил себя сыном матери украинки и отца цыгана, вследствие чего немцы записали его в украинцы. А в 1941 году действовал приказ генерал-квартирмейстера Вагнера об освобождении из плена «дружественных национальностей – как-то немцев Поволжья, прибалтов, украинцев, а также белорусов. Таким образом, Котляру удалось выйти из лагеря и некоторое время пробыть на условной свободе, которая, в конце концов, завершилась отправкой в Германию. Надо отметить, что его не выдал и никто из сослуживцев или других военнопленных, волею судьбы попавших в этот лагерь. И даже на медицинских осмотрах ему попадались врачи, закрывавшие глаза на характерные признаки. Да и фильтрация, через которую пришлось пройти Котляру после освобождения Германии от фашистов, сложилась для него легко. Как, впрочем, и для других его товарищей по несчастью. Помимо военного времени, воспоминания затрагивают довоенные детские и юношеские годы Л. Котляра, а также послевоенные мытарства автора. Несколько странное впечатление от воспоминаний связано с тем, что одни и те же события в начале книги и в её заключительной части как будто бы описаны разными людьми. Если в первой части детство изложено, если можно так сказать, с пионерских позиций, то в заключительной это же время показано глазами обиженного антисоветчика.

А теперь – некоторые, показавшиеся мне интересными, факты и цифры (в работе ссылки на разные источники, которые я приводить не буду) из второй части книги, которая называется «Военно-полевой холокост: советские военнопленные-евреи как первые жертвы геноцида». Я их привожу в конспективной форме, без комментариев.

[О второй части книги]

В 1939-1945 годах в антигитлеровской коалиции служило 1 348 тысяч евреев, из них (в тыс. чел.) в армии США – 550, СССР – 450, Польши – 150, Великобритании – 62, Франции – 35, Палестины – 32 и т.д. У нас - 198 тыс. погибших в бою, умерших от ран и болезней и пропавших без вести. В немецкий плен попали 205 тысяч евреев. Причём, отношение к восточным и западным евреям резко различалось. Евреев СССР и Польши фактически уничтожали, в то время как «западных» евреев содержали в приемлемых, если в данном случае это слово применимо, условиях, не сильно отличающихся от условий содержания англичан, например, или французов.

И политическое руководство Германии в лице Гитлера, и военное, в лице Гальдера, начальника штаба сухопутных войск Германии, ещё в начале своей русской кампании заявили, что идёт борьба мировоззрений. Логическим развитием этой темы стала «Инструкция по обхождению с политическими комиссарами», известная ещё как «Приказ о комиссарах»: «В борьбе с большевизмом на поведение врага в соответствии с принципами человечности или международного права рассчитывать не приходится. В особенности от политических комиссаров всех мастей как носителей духа сопротивления следует ожидать исполненного ненависти, жестокого и бесчеловечного отношения по отношению к нашим военнопленным. [Поэтому] войска должны сознавать: в этой борьбе по отношению к этим элементам нет места пощаде и оглядке на международное право. …. Поэтому, схваченных в бою или при сопротивлении, их следует, как правило, уничтожать на месте, применяя для этого оружие». Приказ был отменён летом 1942 года (да и в Красной армии и Военно-морском флоте институт комиссаров был упразднён в октябре 1942 года), но его дух продолжал витать и в других документах, детализировавших социальные и национальные признаки, но с одинаково печальным результатом для подпавших под их действие. Например, «Инструкция о поведении войск в России», вступившая в силу с 4-го июня 1941года:

«1.1. Большевизм – смертельный враг национал-социалистического немецкого народа. Это разрушительное мировоззрение, и его носители заслуживают того, чтобы Германия дала им бой.

2. Эта борьба потребует безоглядных и энергичных действий против большевистских поджигателей, партизан, саботажников, евреев и уничтожения без остатка любого активного и пассивного сопротивления с их стороны».

Что касается евреев, то впервые официально они были выделены в целевую группу в «Боевом приказе» Гейдриха от 17 июля 1941 года, наряду со сколь-либо значительными деятелями партии и государства, руководящими работниками народного хозяйства, советско-русскими интеллигентами и т. д. В декабре того же года в этот приказ были внесены уточнения некоторых понятий, в результате чего техническая интеллигенция была выведена из-под угрозы расстрела, наряду с татарами и другими народами, практиковавшими обрезание.

Определение национальности по результатам внешнего осмотра приводило к тому, что нередко к евреям относили татар (в том числе и крымских), горцев Северного Кавказа, армян и грузин. При этом, отношение к армянам было гораздо хуже, чем к грузинам из-за того, что в нацистской среде бытовало мнение, что армяне, подобно евреям, были левантийскими торговцами и, к тому же, в отличие от грузин, не были арийцами. Такой взгляд поддерживался и грузинскими шовинистами. Под подозрение попадали и немцы Поволжья, поскольку их фамилии были схожи с еврейскими.

Среди репатриированных после войны граждан СССР насчитывалось 11 428 евреев, из них 6 666 гражданских лиц и 4762 военнопленных и даже около сотни лиц, относящихся к категории «власовцев».

В книге собрано большое число сведений как общего характера, так и эпизодов из жизни конкретных людей, прошедших лагеря или угнанных на работу в Германию. Есть даже данные, относящиеся к евреям в румынском и финском плену. Вся книга, особенно вторая часть, направлена исключительно на тему геноцида евреев и анализ документов проводился в этом направлении. Например, при рассмотрении документов, в которых идёт речь об азиатско-еврейской или просто азиатской опасности или угрозе, акцент делается на еврейский вопрос, оставляя в тени другие национальности. Но П. Полян уже в названии строго определил рамки своей работы и расширить такие рамки – дело других исследователей. А пока есть эта книга и для любителей истории она, на мой взгляд, представляет интерес. Замечать же в ней неточности или предлагать другой взгляд на те драматические события – дело профессиональных историков. Появится что-то в этом духе – будем сравнивать.

Tags: Исторические фрагменты, Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments