crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Старые песни о важном

На периферии информационного пространства периодически возникают споры о содержании уроков литературы в школе, но пробиться в первые ряды этой проблеме нереально -  там Пусси  Райот, Депардье, там уже новые «бомбы» на подходе. Хотя я уже затрагивал эту тему как в журнале, так и в одном из читательских сообществ ЖЖ, кратенько продолжу, в чём-то повторяясь. Так вот, считаю преподавание литературы и, в первую очередь,  классического её ядра, не только полезным, но и необходимым. Несколько доводов:

1. Литература дополняет обычный язык образами своих героев, формирует новые понятия, которые облегчают коммуникацию людей. Например, можно, упомянув фамилию Смердякова, передать весь комплекс ассоциаций и эмоциональных оттенков, связанных с этим уже понятием, а не персонажем одного толстого романа 19-го века. Если же всё это передавать своими словами, то, во-первых, получится многословно, а, во-вторых, навряд ли лучше, чем у Фёдора Михайловича.

2. Литература, расширив языковый запас, расширяет и картину мира, поскольку неназванная вещь или понятие так и останутся за пределами понимания отдельно взятого человека.

3. Литература, создав свой язык, помогает единению не только одного поколения, но и всех, живших до него и тех, которые придут на смену, поскольку должно быть у нации  ядро общих смыслов, единых не только в текущий исторический момент, но и единых на протяжении всей национальной истории.

4. Литература даёт образцы настоящего искусства, по которым можно и нужно мерять самоуверенных претендентов.

5. Литература не только самоценна, как вещь в себе, но и освещает и раскрашивает целые этапы в развитии России как государства, оживляет её историю.

            Ссылки на то, что реальное преподавание литературы только убивает интерес, не хочу рассматривать, поскольку этот аргумент можно отнести к любому другому предмету, а отсутствие достаточного количества хороших преподавателей должно служить аргументом для его увеличения, а не для отмены уроков литературы. Так же несерьёзными считаю и атаки на классику с точки зрения не интересности и непонятности её основных произведений, написанных взрослыми для взрослых. Во-первых, в классике достаточно героев, которые по возрасту будут ровесниками нынешним старшеклассникам. А, во-вторых, как давно сказал один француз, фамилию которого я забыл: «Читайте – понимание придёт позже!». Ну, может не дословно так, но смысл передаю точно.

            Пока прикрою свой фонтан и обращусь к другому, мощному источнику, собственно и послужившему поводом для этого поста. В последнем номере «Литературной газеты» за 2012 год увидел статью Ф. Гирёнка, в которой он косвенно затрагивает волнующую меня тему. Правда, он не столь приземлён, как я, и дотягивается до трансцендентных сфер, но на то он и философ:

«Трансцендентальное воображаемое – это не то, что мы видим в реальности, это то, чем мы видим реальность. Оно позволяет нам видеть то, чего нет, и не видеть то, что есть, и при этом оставаться реалистами. В трансцендентальном воображаемом лежат истоки любого творческого акта. В нём находится энергия, которая тратится наукой, искусством и политикой. И вот этот исток русского языка оскудел. Почему?

Русский язык оскудел потому, что мы предали забвению русскую литературу. Русская литература, например, – это недавно умершие Василий Белов и Леонид Бородин. Европа хранит своё трансцендентальное воображаемое в философии, она опекает её, холит и лелеет. У европейцев всё начинается с мысли. У нас воображаемое упаковано в форму литературы, и наши философы – это наши писатели. У нас всё начинается с переживания. Ресурсы метафизики воображаемого передавались до недавнего времени русской литературой через систему образования, сакральной фигурой которого являлся учитель. Любой русский человек, когда он начинает говорить, пытается соединить реальное с воображаемым через образы литературы. Только так мы можем придать смысл окружающей нас бессмыслице.

Языки, как и люди, могут умирать. Они умирают, если нарушается их связь с литературой. Но именно эти связи были повреждены в результате реформирования общества в России. Реформы уничтожили носителя трансцендентального воображаемого. Они убивают так называемый креативный класс, в который входят учителя, учёные, преподаватели, писатели, художники, и заменяют его производителями симулякров.

Современное искусство предлагает нам наслаждаться искусственным, тем, что создаётся вне связи с понятиями о художественной реальности, о красоте и возвышенном. Это искусство получило название актуального. Современная литература предлагает нам не произведения, а тексты, которые создаёт не писатель, не автор, а скриптор. Писатель предлагает смыслы, скриптор – бессмыслицу синтаксически правильных предложений. В современной философии стёрты всякие границы, сдерживающие агрессию языка против сознания. В современной науке в России озабочены не открытиями и истинами, а публикациями в высокорейтинговых журналах. При этом предана забвению та простая истина, что ничто не дано человеку в собственность, даже язык. Язык, на котором перестают говорить учителя, учёные и художники, перестаёт быть живым. Смыслы воображаемого теряют свою ценность, если люди перестают их актуализировать в своих поступках и словах».

Tags: Литература, Литературная газета
Subscribe

  • О Первом канале

    Сегодня дважды соприкоснулся с самым нашим Первым телевизионным каналом. Ненадолго, мимоходом, но осадок остался. Во-первых, сериал ВВС…

  • О телевидении немного

    Есть такой персонаж в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» - шведский посол. Помните, как перед началом разговора о Кемской…

  • Володя-я-я...

    В неизвестном городе работает неизвестный маньяк-журналист

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments