crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Жан д’Ормессон, «Услады Божьей ради». Роман. 2009 год

Услады«Мне захотелось помочь тем, кто придёт после нас, вспомнить  то ушедшее прошлое, которое мы оставили за собой. Удержать что-нибудь из того времени, что-нибудь из его слабостей и величия, его комичности и безумия, из той эгоистичной строгости и замкнутости, ставших причиной его гибели и исчезновения…»

Желание вырвать у бесстрастного времени личную историю и не дать ей бесследно раствориться в прошлом возникает, пожалуй, у каждого человека. Только одни ограничиваются устными рассказами, а другие, имеющие способности,  облачают такую историю в литературные формы и представляют её на суд читателя. Жан д’Ормессон постарался сохранить историю своего рода, выстроившего когда-то замок Плесси-ле Водрёй и на несколько сотен лет нашедшего в нём надёжную защиту от всех исторических бурь, накатывающихся на его стены. Буду исходить из того, что нам предлагается реальная история, а не сконструированная автором композиция, где в каждого героя заложена какая-то идея, а весь роман в целом несёт посыл, который въедливый читатель должен расшифровать. Но даже если всё в романе выдумка, то это мало что меняет. Выдумки зачастую правдивее реальности.



Сводить роман только к жанру семейной хроники будет неправильным. На примере одной семьи (рода) показаны изменения всего французского общества, пускай и происходящих, в основном, в его верхних слоях – на уровне правящих классов. Одним из главных героев книги является время. Не только потому, что оно равнодушно поглощает страсти  обитателей Плесси-ле Водрёя вместе с их носителями. Отношение к прошлому, настоящему и будущему становится важнейшей психологической характеристикой героев романа,  можно даже сказать – одной из основ их мировоззрения. Аристократический этап семьи характеризуется тем, что Золотой век для них находится в прошлом, а прогресс несёт лишь упадок нравов. Время в аристократическом Плесси-ле Водрёе течёт циклически, то есть, каждый член семьи повторяет путь своих предшественников, отличаясь друг от друга только оттенками, накладываемыми внешними обстоятельствами. Деньги для аристократического периода играют незначительную роль. Они, безусловно, важны, но достаются настолько привычным и необременительным путём, что забивать голову таким презренным делом считается занятием  предрассудительным. Зачем, если есть свои леса, свои земли, свои доходные дома в Париже? А если дела идут совсем плохо, есть ещё одно надёжное и испытанное средство – брак с богатой невестой (женихом). Этот период характеризуется ещё одной особенностью – единством семьи. Все родственники ощущают себя единым целым, живущим по единым правилам. Исключения редки и о них стараются не вспоминать даже в разговорах между собой. Но, в конце концов, разраставшийся капитализм окружил замок и после кратковременной осады проник внутрь – аристократ женился на невесте из семьи торговца пушками и апельсинами. Породнились две ветви – старая аристократическая и молодая буржуазная, антиподы практически во всём – первые презирали деньги и боготворили короля, вторые боготворили деньги и казнили короля. Любовь молодых соединила два мира в один. Настала эпоха перемен. Время распрямилось, и Золотой век переместился в будущее. Раньше в замке даже слово «прогресс» считалось почти неприличным, а теперь прогресс проникал внутрь неприступной крепости, делая в его стенах всё новые и новые проломы. Новый учитель детей уже не ограничивается классическим и неизменным набором истин и авторитетов и начинает внушать своим малолетним ученикам, что счастье не в прошлом, а впереди. Молодежь заполучила свой внутренний мир, стали проявляться чувства индивидуализма. В замке появляются ванные комнаты, туалеты, лошадей вытесняют автомашины. Время постепенно уничтожило аристократию, а к концу книги и буржуазия оказывается изрядно потрёпанной. Говоря о чувстве времени, не могу пройти мимо одного странного персонажа – итальянского моряка, для которого времени не существовало вообще. Он жил настоящим, а прошлое и будущее находилось за границей его представлений о необходимом.

Что же означает название книги? Всё началось очень давно, чуть ли не одновременно с постройкой Плесси-ле Водрёя. Всего одна идея лежала в основе представлений о мире обитателей замка, и эта идея звучала так – «вещи являются тем, чем они являются» и « не следует их трогать». «Существовал определённый порядок вещей, и он был угоден Богу», а этот порядок включал в себя и существование семьи со всеми её членами, а также замком, слугами, лесами и полями. Так заведено не нами, а Богом и, получается, что и мы живём Услады Божьей ради. Эти три слова и стали девизом рода. Но ничего на Земле не вечно и эта Услада в один прекрасный момент покинула аристократов и перешла к буржуазии, которая сама посчитала, что именно её существование проходит под Божьим покровительством и теперь она стала носителем Услады. Но и буржуазный период в истории семьи закончился печально, а Услада теперь несла с собой только смерть. Семья закончила свой земной путь, оставив небольшую надежду на какое-то продолжение в лице Франсуа – пока ещё малолетнего сына Клода. Станет ли Франсуа началом чего-то нового, автор не говорит, но даже если и суждено Франсуа продлить во времени угасающую историю рода, то это будет история без предыстории, начнётся она с нуля – не трогает мальчика ветхая древность. Ну а пока он не вырос, оставим этот вопрос открытым.

Автор поставил перед собой задачу склеить разорванное время, примирить прошлое, настоящее и будущее. Удалось ли ему это? Скажу так: вопрос об отношении ко времени каждым уже решён на своём индивидуальном уровне, а роман только даёт дополнительный материал для размышлений на эту тему тому, у кого остались какие-то сомнения. И вообще, мне показалось, что сделана попытка скорее увязать в единое целое не время, а историю своего рода, что без привлечения времени было бы сделать затруднительно. Автор выбрал себе позицию отстранённого наблюдателя-летописца, хотя в большинстве сюжетных поворотов он принимает активное участие. Но о своих страстях он не пишет, заставляя отдуваться остальных. Интересна линия двух братьев – Клода и Филиппа. Первый – коммунист, второй – националист. «Брат пошёл на брата» по-французски выглядит так: выехав вместе из Парижа на гражданскую войну в Испании, они пообедали в приграничном кафе, обнялись напоследок и дружески расстались – Клод поехал к республиканцам, а Филипп – к франкистам. Вообще, их искания могут дать почву для дискуссий: насколько закономерны и типичны метания Клода между идеологией коммунизма и религией, а Филиппа – между национализмом и фашизмом?  Познавательно описание Второй Мировой войны с точки зрения восприятия её не воевавшими французами: как они относились к де Голлю и Петэну, как расставляли акценты в интерпретации её начала и окончания. Если коротко, то высадились американцы и вернули Европе свободу, а о советском участии сказано кратко – воевали, победили под Сталинградом и хватит с них. В этом отношении ничего удивительного: нам предлагается традиционный взгляд либерального европоцентриста с его устоявшимися представлениями, а либеральный – не в нашем, современном понимании, а более близкий к либеральности русского помещика, то есть к либерализму сытому и добродушному.



Объём романа достаточно внушителен, к остросюжетному жанру его причислить сложно, но, тем не менее, читать книгу интересно. Это не история Франции, а, скорее, история взаимодействия и борьбы идей во французском обществе на протяжении нескольких столетий. Привлекает ровный, плотный стиль, без воды и прочих ненужных «услад», которыми многие нынешние писатели  отягощают труды свои скорбные. Чувствуется взрослость подхода, образованность автора, да и как иначе? Всё-таки написал её «Жан Лефевр д’Ормессон (р.1922) – граф, выходец из знаменитой аристократической семьи… Доктор философии. Член Французской академии».

П.С. В заголовке указан год выпуска романа в России. Жан д’Ормессон приводит такие даты начала и окончания своей работы - 1938-1974 г.г.

Tags: Литература
Subscribe

  • Анекдоты по понедельникам

    - Мам, а динозавры в нашей речке водились? - Да откуда я знаю. Это же очень давно было. У дедушки спроси. ============ - Простите, а Вы поститесь? -…

  • Анекдоты по понедельникам

    - Вчера Бриджит Бардо по телевизору показывали: как она живёт, и её саму показывали... Помнишь, Люсь, мы хотели выглядеть в точности, как она? - Ну.…

  • Анекдоты по понедельникам

    Инопланетяне не похищают людей так часто, как раньше. Похоже, мы не единственная планета, которая сокращает финансирование науки. =========== Из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments