Но остаётся после прочтения книги странное ощущение – при такой тщательности выписывания самых мелких деталей как у предметов, так и у поступков персонажей, читаешь книгу несколько отстранённо. Обычно, в большей или меньшей степени, происходит слияние читателя и героя (или даже несколькими героями). Вот этого здесь не произошло, во всяком случае, у меня. Есть у персонажей романа биографии, но нет лиц.
Поясню, почему считаю вправе предъявлять к «Степным богам» повышенные требования. Повод даёт её визитная карточке, то есть обложка. Вот несколько цитат: «новый роман, который вы держите в руках, - возрождение великой русской литературы в России», «современная русская литература, о гибели которой так долго говорили критики, жива!», «чтобы познать загадочную русскую душу, мир обращается к Геласимову» (Le monde). И, наконец, «глубина Толстого, психологизм Достоевского, патриотизм Шолохова». Вот так вот, попробуй, пройди мимо после этого. И я не прошёл. Честно говоря, пропустил день смерти «великой русской литературы» или не очень понял, что здесь имелось в виду. О загадочной русской душе, признаюсь, ничего нового я не узнал, книга скорее повествовательная, чем углубляющаяся в психологию. Разве что зацепил французов монолог вернувшегося с войны и крепко выпившего Героя СССР, суть которого сводится к тому, что русский человек в себя не помещается. «Немец – тот не только в себя уместится, так ещё человек пять войдёт. А русскому в себе тесно, вот и рвётся наружу. Сильно много русского человека. Оттого и бушует». Но о том, что широк русский человек и его не мешало бы сузить, писали ещё в позапрошлом веке. Так что, психологизма и глубины наших классиков искать здесь не надо. А вот насчёт патриотизма – возможно и да. Пусть и не на уровне Шолохова. Вообще, я скажу так: если убрать немногочисленные матерные слова, то этот роман можно отнести к советским. Или, другими словами: он вполне мог бы быть напечатанным в то время. Для нашей современной литературы такое явление достаточно редкое. Возможно, здесь сыграло роль и то, что фактический материал был получен у близких автору людей. Получилась книга, написанная с любовью к героям и уважением ко времени, в котором они действуют. Только за одно это можно сказать Андрею Геласимову спасибо. Что я и делаю.
Кстати, за этот роман в 2009 году автор удостоился премии «Национальный бестселлер»