crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Беларусь 2012. Часть 5. Обо всём и ни о чём. Остатки впечатлений о деревне и не только

Русскоязычная среда, общее культурное поле и масса других черт, приобретённых за время совместного проживания, даёт возможность приезжему из России чувствовать себя в Беларуси комфортно. А если прибавить к этому ухоженность страны и отсутствие разлитой в воздухе агрессивности, то наличие столь большого количества бурных аплодисментов, временами переходящих в овацию, станет понятным. Не делая глобальных обобщений и выводов и понимая, что это чувства и мысли человека, который только на непродолжительное время нырнул, быстро вынырнул и, не успев высохнуть, вернулся в Россию, тем не менее, зафиксирую несколько мимолётных наблюдений.

Из стихийно возникающих разговоров с белорусами, большей частью происходивших в дороге, выделил бы два момента. Во-первых, в подавляющем большинстве случаев чувствовалась у них если не любовь, то, как минимум, уважение к своей стране. Это могло не высказываться явным образом, но даже по косвенным признакам ощущалось и особенно чувствовалось на контрасте с Россией, где стало признаком хорошего тона выплёскивать по этой тематике наружу негатив (себя тоже имею в виду).  Во-вторых, разрушения существующей системы, несмотря на ряд конкретных претензий к власти,  большинство из моей референтной группы  не желало. Все они были людьми зрелого возраста, которым было что терять и которые были ответственны не только за себя, но и за семьи, да и просто за страну.

Выяснилось, что мои представления об истории Беларуси требуют серьёзной корректировки. Всегда считал, что предками современных белорусов были славянские племена. Оказывается, есть и другая теория со своей доказательной базой, которая ведёт генезис белорусов от древних балтских племён, принявших в средние века славянскую грамматику и христианство. И что Великое Княжество Литовское основали литвины, предки белорусов, чьё имя потом перехватили современные литовцы, а вместе с именем присвоили себе и всю историю княжества. Период ВКЛ уже занимает заметное место и в СМИ, и в более серьёзной литературе, да и вообще – в самосознании белорусского общества. В целом, это нормально – страна должна расставить верные акценты в интерпретации своей истории. Не нравится мне другое – опять история становится средством в политических играх.. Небольшой стране трудно оставаться в одиночестве, не примкнув к одному из центров сил – России или Западу. Соответственно, для каждого вектора прописывается и своя версия истории. Проиллюстрирую на таком примере. Купил в Могилёве тройку оппозиционных газет (во всех киосках, кстати, они лежат свободно и в большом количестве) и встретил сетования по поводу умаления значения битвы при Орше по сравнению с 9-м мая, днём Победы. Напомню, что в  1514 году тридцатитысячное войско ВКЛ разбило восьмидесятитысячную армию Василия III. Теперь это сражение пытаются использовать как символ исторического противостояния русских и белорусов и что Беларусь – часть западного мира, а связь с Россией - вынужденная уступка грубой силе. Собственно, мысль не новая, от всей души поэксплуатированная в своё время в той же Прибалтике или на Украине, особенно в Западной. Надеюсь, в этом направлении в Беларуси обойдётся без фанатизма. Ну и хватит о глобальном, интересны и современные реалии на примере деревенской жизни, бросившиеся в глаза за время пребывания на Браславских озёрах.

            Не могу сказать, что внешние бытовые отличия белорусской и деревни средней полосы  России разительны – внешний вид домов, размеры приусадебных участков, расположение по улицам очень схожи. Только вот ни разу не встречал в России креста на въезде в деревню. В Беларуси же, по крайней мере, для католических населённых пунктов, это обязательный элемент


IMG_2640



В деревне Устье католики преобладают. Из 28 дворов только один относит себя к православным. Сильные ходят на службу за три километра в Слободку, крупный агрогородок по соседству (местный красивый костёл я уже показывал), кто послабее - используют в ритуальных целях этот крест. Католицизмом объясняют и отсутствие заборов в небольших деревнях как вокруг домов, так и вокруг посадок. Как связаны религия и заборы, сказать затруднюсь, но заборов нет. Скорее, это социально приобретённые рефлексы.


IMG_2952

Этот дом вообще стоит один в чистом поле, но замка на границе тоже нет


IMG_2763

Вообще, территория около домов – предмет постоянной заботы хозяев, которые украшают её, вкладывая в это дело и душу, и свою фантазию. При этом небольшие заборчики, если они есть вообще, не только символическая преграда, но и элемент украшения. Вот, например, в овражке притулились всего два дома, тем не менее, всё сделано честь по чести


IMG_2927

В Слободке можно развернуться и пошире


IMG_2665


IMG_2669

И учреждения не отстают об общей тенденции. Библиотека


IMG_2674

Даже остановки в этих краях Витебской области какие-то весёлые, причём это не единственный в своём роде экземпляр, а повсеместная практика и каждая остановка расписана по-своему.


IMG_2668

И для перехода к следующей теме – последний забор, без которого хозяевам просто не обойтись, дабы подопечные, в поисках лучшей жизни, не разбежались по округе


IMG_2827

Так вот, следующая тема такая. Процитирую Бунина: «Вчера ездили с Верой на шарабане кататься - к Крестам, потом в Скородное, и вокруг него - обычная дорога, только наоборот. День был прекрасный. Когда выехали, поразила картина (как будто французского художника) жнивья (со вклиненной в него пашней и бархатным зеленым кустом картофеля) - поля за садом, идущего вверх покато - и неба синего и великолепных масс белых облаков на небе - и одинокая маленькая фигура весь день косящего просо (или гречиху красно-ржавую) Антона… ». Примерно в таком же положении находились и мы. Кругом кипела работа, под палящим солнцем Антоны трудились в полях и огородах, а мы пешком или на велосипедах двигались рядом в параллельной, праздной реальности. От этого диссонанса иногда возникало чувство некоторой неловкости. Но людям было не до нас. Ехали трактора


IMG_2651

Задумчивые лошади тянули плуг


IMG_2643

Только изредка получая отдых

IMG_2653

Коровы даже лежали не просто так, а со смыслом, вырабатывая молоко

IMG_2661

Непривычно видеть такое количество лошадей в частном владении. В наших деревнях, по-моему, на них уже поставили крест. Конец мая -  напряженное время в сельских условиях. Говорят, закончив с посадками, мужская часть на несколько дней позволит себе расслабиться - не обошла стороной  деревню эта беда, но затем подступают новые заботы и опять – поля, огороды и так далее… работы в деревне хватает, а кто в деревне не работает, тот и не ест. Отдыхать в деревне легко – жить труднее. Красота требует жертв.
Последний взгляд на деревню Устье. Вечереет. 


IMG_2633


Вот что вспомнилось из впечатлений месячной давности. Оседают они в глубине памяти, теряют остроту и всё труднее их восстановить.        



Tags: Беларусь, Путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments