crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Category:

"Обрезание пасынков", вольный роман Бахыта Кенжеева

Бахыт Кенжеев - не первый из поэтов, менявших на некоторое время свою профессиональную ориентацию. И не всегда переходы на другую сторону литературного фронта были успешными. Если проза А.С.Пушкина вошла в нашу классику, то А.Белый воспринимается уже не столь однозначно, а вот попытки Г.Иванова, как рассказывают, вообще не удались. Как же оценить «вольный роман» Б.Кенжеева "Обрезание пасынков"?
Я бы отнёс его к категории А.Белого, то есть к неоднозначным. И только по причине того, что наверняка найдутся у этого романа поклонники из числа любителей его поэзии. Да и написана книга хорошим языком – скажу об этом позже. И хватит о хорошем, начну придираться. Сюжет выглядит невнятным, а пояснения на последних страницах запаздывают - впечатление к этому времени сформировалось и ретроспективно увязывать все перипетии романа в одно целое желания не возникает. Тем более, что весь роман сложен из многочисленных фрагментов разного объёма, не всегда явно связанных друг с другом. В первой из трёх частей книги детские воспоминания о Москве шестидесятых годов прошлого века перемешаны с рассуждениями автора о поэзии, культуре, жизни. Получилось вяло, мелко и тускло. Вторая часть отбрасывает нас в 1937-й год в спецфилиал Дома Творчества, где три литератора выдумывают сценарий суда над Мандельштамом. Использование здесь "приёма отстранения" нельзя признать удавшимся. Драматические события, переданные через восприятие десятилетнего ребёнка, выглядят скорее претензией на оригинальность, чем убедительной картиной происходивших, пусть только в воображении писателя, событий. Правда, там вводится слово "пасынки" и, надо думать, оно символизирует отношение советской власти к людям (или к некоторым из них). Кроме того, всё заметнее становится увлечение Бахыта Кенжеева игрой со словами и их смыслами - в заключительной части этой игрой он просто упивается, перемешивая свой текст с цитатами из песен и стихотворений самых разных авторов. Вообще, восприятие реальности сумасшедшими или умственно отсталыми людьми не новинка в литературе. Фолкнер и Гоголь дали нам образцовые примеры для сравнения. Подчеркну – речь идёт об отражении нашего мира в больном сознании, а не об описание клинической картины больного человека. И если привлечение Фолкнера тут выглядит неуместным в силу трагичности его «Шума и ярости», то корни героя из третьей части романа я искал бы у гоголевского Поприщина . Но насколько лёгок и естественен сумасшедший XIX-го века, настолько тяжеловесен и нуден кенжеевский персонаж. Вообще надо сказать, что автор не смог "убить" в себе поэта, не удалось ему и самому спрятаться за масками ребёнка и сумасшедшего.
Скажу в заключение, что проживание за границей заставляет писателей искать своих читателей в новой среде обитания, для чего необходимо опираться на существующие там представления и мифы. Есть ли в "Обрезаниях пасынков" влияние среды, нет ли - надо спрашивать у Бахыта Кенжеева. Я этого не знаю, да и знать не хочу. Книга прочитана, она уже позади. К ней я больше возвращаться не буду.

UPD Комментаторы указали на две неточности. Разрабатывался сценарий суда над Бухариным, а у Г. Иванова есть качественная проза. Подвело моё невежество и доверие к каналу Культура (это про Иванова)
Tags: Литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment