Картина художника Михая Зичи «Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II» посвящена событию, по сути своей, близкому к нашему майскому. Попробуем поставить себя на место тех зрителей, лица которых, за исключением особо важных персон из царской ложи, теперь не различить не только в истории, но и на картине. Представьте - число место ограничено, желающих попасть на званый вечер раз… пускай раз в пять больше. Вот театр. Внизу, в партере, расположились, скорее всего, уверенные в своём присутствии, разве что некоторые сомнения были насчёт «качества» выделенного места. А вот чем выше ярус, тем ненадёжнее положение. «Пригласят – не пригласят» - нервы, в ожидании вызова, на пределе и вот оно, заветное приглашение… душа поёт, спина распрямляется, грудь стремится к форме колеса, женщины облачаются в новые, специально сшитые для этого случая платья, мужчины тоже не лыком шиты, принаряжаются и этот долгожданный миг, наконец, настал - сидят, гордые своей избранностью. Даже те, на самой верхотуре…
Прошло время, и где те переживания? Куда исчез тот, сконцентрированный в пространстве, сгусток чувств гордости и превосходства? Да и вообще: «Кто эти люди?». Кто их помнит и знает? Исчезли, растворились во времени. Суета сует, всё суета.
И сейчас где-то там, в районе кремлёвских зубцов идут, наверное, последние приготовления к майскому торжеству, составляются списки «званных», и всё так же волнуются находящиеся на грани попадания в высшую политическую лигу. А потом, лет через пять, появятся другие лица, чтобы заполнить очередную картину коронации.. И будет это продолжаться до скончания веков. Такова жизнь.
А что с неприглашёнными? Как обычно, горе неприглашённым! Сидят, ждут вызова.
(Эндрю Уайет (Andrew Wyeth))