crazy_reader (crazy_reader) wrote,
crazy_reader
crazy_reader

Categories:

Генрих Бёлль, «Групповой портрет с дамой»

           Роман чувственный, даже эротический. Особенно, если понимать Эрос не только как физическое влечение, но и как стремление души к бесконечности, как жажду полноты существования. «Нужно … стараться ехать в земной карете, запряжённой небесными конями» - так говорит Лени, та дама, которая и является центральной фигурой романа и того группового портрета общества, который рисует нам автор.
            Роман антибуржуазный. Тема для Бёлля традиционная, атаке подвергается, в первую очередь, буржуазная мораль. Точнее, показывается вторичность морали перед экономической выгодой и перед формальной законностью, которая если не вовсе устраняет совесть, то позволяет оправдать любое безнравственное действие, вписывающееся в  законодательные рамки. Буржуа организуют войны, наживаются на них и выходят здоровыми из кровавой мясорубки, запущенной при их прямом участии. Гибель собственного сына Генриха, демонстративно  «напросившегося» на расстрел в знак протеста против участия отца в поставках германской военной машине, смогла выдернуть из этой среды Груйтена, но это единичный и совсем не типичный случай. Просто произошли в семье Груйтена, достопочтенного и уважаемого промышленника, какие-то аномальные явления, в результате чего родились у него сын Генрих и дочь Лени. Оба не вписывались в сложившуюся систему, не принимали её ценностей и моделей поведения. Тела их были не свободными, но свободными были их души. Они не пожелали приспосабливаться к законам общества, умертвляющим естественные желания и стремления. Как однажды выразилась Лени, ей повсюду мерещатся таблички с надписью: «Осторожно, опасно для жизни». Сын Лени и советского военнопленного Бориса Колтовского – такой же изгой, как и мать. И не только из-за своего происхождения, но и из-за симптома ОУД (отказа от успешной деятельности), делавшего его поведение непонятным, а непонятное всегда считается опасным. Они, как единичные ростки другой жизни, формально побеждены, но победителям это симпатий не добавляет.
            Роман антиклерикальный. Подчеркну, не антирелигиозный, поскольку на эту тему Бёлль не распространяется и своего отношения к вере не проявляет. Причём, если мне не изменяет память, объектом его критики  и в этом, и в других его романах становится католическая церковь, а протестанты остаются вне зоны обстрела.
            Роман, после которого он и удостоился Нобелевской премии. Вещь действительно сильная, хотя и кому-то может показаться затянутой из-за неторопливости и кажущейся многословности, лишающей сюжет динамичности, но так Бёлль писал и другие свои большие романы. Упомяну его  «Бильярд в половине десятого», который дал мне для представления о мощи немецкой машины, обрушившейся на Советский Союз, гораздо больше, чем дают сухие перечни цифр. Потому что романы Бёлля передают атмосферу времени, а это удаётся далеко не всем. Тем он и привлекает читателя.


Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments